Специфика зооморфных образов в русской языковой картине мира на материале текстов Н. В. Гоголя
Современная лингвистика, ориентированная на изучение человеческого фактора в языке, признала своим парадигмообразующим понятием языковую личность. Этот термин впервые был употреблен В.В. Виноградовым в работе «О художественной прозе» [Виноградов 1930], но детальное изучение языковой личности началось с конца 1980-х гг., прежде всего благодаря работам Ю.Н. Караулова [Караулов 1987; 1992; 1997]. В нашем исследовании представлен анализ языковой личности персонажа с точки зрения зооморфного кода культуры.
В новейших филологических исследованиях рассматривается зооморфный код культуры, позволяющий понять особенности национальной культуры, специфику мировосприятия носителей языка, так как из мироощущения и мировоззрения каждого народа, его языка и культуры складывается национально-специфическое видение мира.
Содержание не найдено
Список литературы
1. Белый А.Мастерство Гоголя. ‒ М., 1969.
2. Виноградов В.В. Избранные труды. Язык и стиль русских писателей. От Карамзина до Гоголя. – М., 1990.
3. Виноградов В.В. О художественной прозе. – М., 1930.
4. Виноградов В.В. Язык и стиль русских писателей. От Гоголя до Ахматовой: Избранные труды. – М., 2003.
5. Гоголь Н.В. Собрание сочинений. ‒ М., 1963.
6. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М., 1987.
7. Караулов Ю.Н. Словарь Пушкина и эволюция русской языковой способности. – М.,1992.
8. Караулов Ю.Н. Языковая личность // Русский язык: энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Караулов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1997.
9. Маслова В.А. Лингвокультурология: учеб. пособие: для студентов вузов. ‒ М., 2004.
10. Огдонова Ц.Ц. Зооморфная лексика как фрагмент русской языковой картины мира: Автореф. дис. … канд. филол. наук. ‒ Иркутск, 2000.
11. Русский язык: энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Караулов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1997.
Перед читателем предстает пышная картина украинской природы, образ которой играет в повести одну из ведущих ролей.
Мы видим блеск сияющего дня: ?…вверху только, в небесной глубине, дрожит жаворонок, и серебряные песни летят по воздушным ступеням на влюбленную землю. Да изредка крик чайки или звонкий голос перепела отдается в степи? [Гоголь 1963, с. 51].
Красоту украинской ночи: ?Божественная ночь! Очаровательная ночь! Сыплется величественный гром украинского соловья…? [Гоголь 1963, с. 84]; ?Сильно и звучно перекликались блистательные песни соловьев, и, когда они, казалось, умирали в томлении и неге, слышался шелест и трещание кузнечиков или гудение болотной цапли? [Гоголь 1963, с. 99].
Образы птиц – центральный объект для передачи отображения действительности в творчестве Н.В. Гоголя. Особое внимание он уделяет образам ?с