Методология научного исследования социально–гуманитарных проблем
Введение
Американский историк науки, один из представителей исторической школы в методологии и философии научного познания Томас Кун (1922-1996), рассматривая развитие науки указывает: «Если науку рассматривать как совокупность фактов, теорий и методов, собранных в находящихся в обращении учебниках, то в таком случае ученые – это люди, которые более или менее успешно вносят свою лепту в создание этой совокупности. Развитие науки при таком подходе – это постепенный процесс, в которым факты, теории и методы слагаются во все возрастающий запас достижений, представляющих собой методологию и знание».
Ни одна сфера духовной культуры не оказала столь существенного и динамичного влияния на общество, как наука. И в нашем мировоззрении, и в мире окружающих нас вещей мы повсеместно имеем дело с последствиями ее развития. Со многими из них мы настолько срослись, что уже не склонны их замечать или тем более видеть в них особые достижения.
Науке чужд индивидуализм, она призывает каждого к
План работы:
Введение
§ 1. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания
§ 2. Метод и методология социально – гуманитарных исследований
§ 3. Взаимосвязь философии и социально – гуманитарных наук
§ 4. Понятие модели, научные принципы моделирования
§ 5. Функции философии в научном познании
Заключение
Литература
Литература:
1. Агофонов В.П., Казаков Д.Ф., Рачинский Д.Д. Философия. – М.: МСХА, 2000.
2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.:Проспект, 2000
3. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3-х т. Т. 1. Наука логики. М.:Мысль, 1974.-454 с.
4. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов на Дону: Феникс, 2001.
5. Декарт Р. Избранные произведения. – М., 1950, с 89.
6. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ Столетия. –М.:Логос, 2000.
7. Капица П.Л. Эксперимент. Теория. Практика. – Москва, 1981, с. 195.
8. Кохановский В.П. Философия и методология науки. – М.: АТС; Ростов на Дону: Феникс, 1999. – 574.
9. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. – М.:ПРИОР, 2001.
10. Методы и средства научных исследований.: учеб. пособие /Ю. Н. Колмогоров (и др.). – Екатеринбург : Изд-во Урал. 2017. – 152 с.
11. Рузавин Г.И. Методология научного исследования.- М.: ЮНИТИ –ДАНА, 1999.
Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.
Каждая частная наука (биология, химия, геология и т. д.) имеет свои специфические методы исследования. При этом частнонаучные методы, как правило, содержат в различных сочетаниях те или иные общенаучные методы познания. В частнонаучных методах могут присутствовать наблюдения, измерения, индуктивные и дедуктивные умозаключения и т. д. Характер их сочетания и использования находится в зависимости от условий исследования, природы изучаемых объектов. Таким образом, частнонаучные методы не оторваны от общенаучных. Они тесно связаны с ними, включают в себя специфическое понимание общенаучных познавательных приемов для изучения конкретной области объективного мира. Вместе с тем, частнонаучные методы связаны и со всеобщим, диалектическим методом, который как бы преломляется через них.
Дисциплинарные методы – система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрас