Просвещение и образование в первой половине XIX века
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность такого исследования, как и любого исторического, заключается в возможном применении опыта в современных реалиях, в возможности не повторять ошибки прошлого. Современная российская система образования стоит на пороге нового реформирования, которое затрагивает основополагающие принципы его построения, существенным образом обновляет саму модель образования, содержание деятельности образовательных учреждений.
Проблематика этого исследования определяется тем, что I половина XIX века в стране стала периодом реформирования различных сторон государственного устройства, поисков новых идеалов духовности, попыток либерализации общественно-политической жизни и создания национальной государственной системы среднего и высшего образования. Все эти вопросы являются актуальнейшими для России и общества сегодня. В настоящее время идет интенсивная перестройка во всех сферах государственного управления, меняются идеологические и ценностные приоритеты в общественном сознании.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Просвещение и образование при Александре I
Глава 1.1 Ступени народного образования
Глава 1.2 Закрытые учебные заведения для дворянских детей
Глава 1.3 Женское образование
Глава 1.4 Частное и домашнее образование
Глава 2. Просвещение и образование после смерти Александра I
Глава 2.1 Образование при Николае I
Глава 2.2 Устав С.С. Уварова
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адрианов ИА. Т.Г. Грановский и общественное движение 40 - первой половины 50 гг. X1. в.: Дис. канд. истор. наук. - М., 1956. - 302 с.
2. Алешинцев И. История гимназического образования в России (XVIII-XIX вв.). Спб.: Изд-во Богданова, 1912. - 346 с.
3. Андреев В. Очерки по истории образования и литературы в России. -Спб.: тип. Моригевского, 1872. 119 с.
4. Анофрикова П.С. Проблема народности воспитания в русской общественной мысли 30-40 гг. XIX в.: Дис. . канд. пед. наук. М., 1952.-251 с.
5. Антология педагогической мысли России первой половины XIX века. -М.: Педагогика, 1987. 558 с.
6. Балакина Т.И. История русской культуры. М.: Изд. Центр "Аз", 1995. - 263 с.
7. Герцен А.И., Огарев Н.П. О воспитании и образовании /Сост. В.И.Ширяев. М.: Педагогика, 1990. - 368 с.
8. Григорьев В.В. Исторический очерк русской школы. М., 1900. -587 с.
9. Диттес Ф. История воспитания и обучения. Спб.: Тип. В.Безобразова и К0, 1873.- 288 с.
10. Егоров С.Ф. Российское образование: история и современность. М.: "Высшая школа", 1994. - 234 с.
11. Журнал Министерства народного просвещения. CXI №4, XCVIII №7. -Спб., 1803-1821.
12. Каллаш В. Из истории русской школы начала XIX века. / Отд. отт. Из ж. "Вестник воспитания" М., 1899. - 57 с.
13. Ю2.Киреевский И.В. «Европеец» Журнал Киреевского И.В., 1832. - М.: Пресс, 1989.-134 с.
14. Конституционные проекты эпохи Александра I. Спб, 1907. - 212 с.
15. Корнилов А.А. Теория официальной народности и внутренняя политика Николая I // Кн. для чтения по истории нового времени. Т. 4. -Ч.2.-М., 1913.-414с.
16. Лушников A.M. История педагогики: Учебное пособие для пед. вузов. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1995. - 367 с.
17. Максимович М.А. О русском просвещении. М., 1932. - 230 с.
18. Межов В.И. Вклад правительства, ученых и других обществ на пользу русского просвещения. Спб.: Изд. Н.П.Мартынова, 1926. -349 с.
19. Паина С.Б. Декабристы и просвещение // Советская педагогика. -1976.-№7.-С.120-126.
20. Постановление о Царскосельском лицее // Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. 2-е изд. T.I. (1802-1825) -Спб., 1875. - 1864 стб. - 44 ст. - С.632-657.
21. Российское образование: история и современность / Под ред. С.Ф.Егорова.- М.: ИТПИМИО, 1994.- 253 с.
22. Семенов Д.Д. Очерки начального образования в России // Женское образование, 1891, №3. С. 298-307.
23. Сухомлинов М.И. Исследования и статьи по русской литературе и просвещению. Т.1-2. - Спб.: Изд. А.С.Суворина, 1889. - 671 с.
24. Флит Н.В. Народное образование в России в начале XIX столетия (на материале С.-Петербургского учебного округа).: Дис. . канд. пед. наук. Л., 1988. -218 с.
25. Шмидт Е. История средних учебных заведений в России. Спб., 1878. -418 с.
26. Якунин П.Ф. Н.И.Лобачевский и начальное образование в Казанском учебном округе.: Дис. . канд. пед. наук. М., 1953. - 230 с.
Преподавали в Лицее профессора Педагогического петербургского института А.П. Куницын, И.К. Кайданов, Я.И. Карцев, Н.Ф. Кошанский, профессор французской словесности Д.И. де Будри и профессор немецкой словесности Фр. Матв. Гауеншильд. Директор В.Ф. Малиновский, человек разносторонне образованный, прогрессивных воззрений, единомышленник Сперанского, считал необходимым приучать каждого ученика к самостоятельному критическому и философскому мышлению, воспитывать у него стремление жить и трудиться «для общей пользы». После ранней кончины Малиновского Е. А. Энгельгардт продолжил традиции лицейского воспитания. Ученики высоко ценили его как человека и наставника: «Он никогда не посещал классов, предоставляя полную свободу и самостоятельность профессорам-преподавателям, действовал на воспитанников ежедневным с ними общением. Он имел обыкновение в младшем курсе приходить почти ежедневно после вечернего чая и занимал нас чтением, беседою; беседы эти не имели никогда характера педагоги