Адаптация пятиклассников в новой социальной ситуации развития
Аннотация: в статье рассматривается понятие адаптации пятиклассников при переходе из начальной школы в среднюю, особенности. Проводится исследование психологической адаптации пятиклассников. Представлены результаты диагностики уровня тревожности школьников по тесту Филлипса. Представлены показатели готовности обучающихся к переходу в основную школу и факторы, определяющие его эффективность. Раскрывается роль целенаправленной деятельности по педагогическому обеспечению успешной адаптации пятиклассников. Даны методические рекомендации по достижению успеха психологической адаптации пятиклассников в новой социальной ситуации развития.
Ключевые слова: адаптация; дезадаптация; пятиклассники; тревожность; обучающиеся; основная школа.
Содержание не найдено
Список литературы и электронных ресурсов
1. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. — 1984. — №4.
2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. - М.: Изд-во РОУ, 2006.
3. Леонова Е.В. Внешние и внутренние факторы адаптации учащихся к обучению в основной школе // Начальная школа плюс До и После. 2011. № 5. С. 79–83.
4. Литвиненко Н.В. Адаптация школьников к образовательной среде в критические периоды развития : автореф. дисс. … д-ра психол. наук. Самара, 2009. 47 с.
5. Раттер М. Помощь трудным детям. — М.: Прогресс, 1987.
6. Овчарова Р.В. Технологи практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. — М.: ТЦ «Сфера», 2000.
7. Худаева М.Ю., Панич О.Е., Овсяникова Е.А. Особенности адаптации к школе пятиклассников с разным уровнем сформированности новообразований психики // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56 (10). С. 343–350 ; Чепракова Е.М., Фролов А.А. Педагогическая технология адаптации учащихся к предметному образованию в основной школе // Образование и наука. 2015. № 6 (125). С. 21–38.
8. Шарамко А.А. Особенности адаптации младших школьников в основной школе // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 7 (10). С. 146–148.
Многие исследователи, например, Л.Е. Тарасова, Ю.А. Рюбчук, А.М. Прихожан, О.А. Щербенина и др. считают школьную тревожность одним из основных показателей психологической адаптации на этапе перехода в среднюю школу. Н.Г. Лусканова на основе качественной обработки эмпирических данных пришла к выводу, что при изучении адаптации важен и эмоциональный аспект: отношение ребенка к учению, самоощущения при пребывании в школе, в классе. Манахова Н. М. одним из главных показателей адаптации к средней школе пятиклассника называет мотивацию деятельности, в своих эмпирических исследованиях она исходит из того, что данный показатель коррелирует с уровнем адаптированности ребенка в целом. Среди показателей психологической (личностной) адаптации называются самооценка, удовлетворенность школьной жизнью, отношениями с одноклассниками.
При психологической работе по профилактике дезадаптации учащихся пятых классов

