Концепция неявного личностного знания М.Полани, ее роль в развитии науки

Скачать реферат на тему: Концепция неявного личностного знания М.Полани, ее роль в развитии науки. В котором раскрыт процесс научного познания с неожиданной стороны. Рассмотрено влияние на ход научной мысли.
Author image
Ekaterina
Тип
Реферат
Дата загрузки
17.12.2025
Объем файла
39 Кб
Количество страниц
10
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
Когда мы говорим о развитии науки с точки зрения философии, невозможно пройти мимо Майкла Полани (1891–1976), и его концепции неявного, личностного знания.Несмотря на прошедшие годы, концепция не утратила своей актуальности. Она оказала значительное влияние на ход научной мысли, раскрыла сам процесс научного познания с неожиданной стороны.Именно в ней Полани рассмотрел познавательную деятельность, как процесс, не только объективный, но и субъективный. Тот широкий набор значений, который он вкладывает в понятие «личностное знание», позволяет не ограничивать себя исследованием, изучением только научного знания, но и изучить иные формы знания, которые отражают всю богатую духовную сферу человека. Что особенно ценно с точки зрения философского подхода к развитию науки.
 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… 2
Концепция неявного личностного знания М.Полани, ее роль в развитии науки………………………………………………...... 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………… 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………... 12

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Князева Е. Н. «Трансдисциплинарные стратегии исследований» // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bul- letin). 2011. Вып. 10. С. 193–201.
2. Полани М. «Личностное знание». М.: Прогресс, 1985.
3. Смирнова Н. М. «Теоретико-познавательная концепция М. Полани» // Вопр. философии. 1986. № 2. С. 136–144.
4. Lowney Ch. «Ineffable, tacit, explicable and explicit: qualifying knowledge in the age of “intelligent” machines» // Тradition & Discovery. 2011–2012.
Vol. 38. No 1. P. 18–37.
5. Gulick W. B. T»he meaningful and the real in Polanyian perspective» // Polanyiana. 1999. Vol. 8. No 1–2. URL: HYPERLINK "http://www.chemonet.hu/polanyi/9912/" http://www.chemonet.hu/polanyi/9912/
jha.html
6. Князева Е. Н. Автопоэзис мысли // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2008. Вып. 1. С. 46–55.

Для начала давайте ознакомимся в общих чертах с концепцией М. Полани. Одна из основных ее мыслей: любое знание человека (субъекта) несет в себе отражение личности изучающего. То есть, познание, как процесс, как акт, всегда выполняется вполне конкретным человеком, со своим багажом знаний, предпочтений, стереотипов и неявных предубеждений. То есть, яблоко падало на голову многим, но вот закон всемирного тяготения вывел почему-то именно И. Ньютон.Особую роль в этом процессе, считал Полани, играет неявное, скрытое знание, личностное по своему характеру и не осознаваемое человеком. Именно оно лежит в основе индивидуального познания.Структура сознания в концепции М. Полани.Для того, чтоб понимать точку зрения Полани, давайте рассмотрим, как он представляет себе структуру сознания. По Полани, сознание представляет собой 2 уровня: фокусное сознание и периферическое сознание.Сферой активности периферического сознания и является неявное знание. Оно-тот инструментарий, с помощью которого мы изучаем предмет, находящийся в фокусе внимания. 

Похожие работы