Религия как форма культуры
Введение
Религия - первооснова культуры. Если вслед за древними понимать культуру как служение Истине, Добру и Красоте, то можно увидеть, что с первых же шагов человечества это служение проходило под знаком поклонения чему-то или кому-то, кто был сильнее и служил идеалом, т.е. осуществлялось под знаком культа.
Определяющим фактором русской жизни, русской культуры и нравственности в течение многих столетий было православие. Из 708 дошедших до нас рукописей XI-XIV в.в. только 20 были светского содержания. Кроме того, этимологическое родство обоих слов «культ» и «культура» имеет глубокий социально-исторический смысл. Н.А. Бердяев писал, что культура родилась из культа. Культура - благородного происхождения. Культура имеет религиозные основы. Это нужно считать установленным с самой позитивно-научной точки зрения.
Весьма заметное явление современной культурной ситуации - религиозный ренессанс, несмотря на то, что ни один европейский философ ХIХ века, кроме Ф. Шеллинга, не подозревал, ч
Оглавление
Введение 3
1. Место религии в системе культуры 4
2. Религия как социокультурный институт 5
3. Судьба религии в современном мире 12
Заключение 18
Список литературы 19
Список литературы
1. Гуревич, П.С., Культурология. Учебное пособие. М.: Омега. 2010.
2. Гараджа В. И. Социология религии. - М., 2006.
3. Джемс У. Многообразие религиозного опыта. - М., 2004.
4. Ильин А. И. Путь к очевидности. - М., 2003.
5. Мень А. Культура и духовное восхождение. - М., 2002.
6. Митрохин Л. Н. Философия религии. - М., 2003.
7. Основы религиоведения / Под ред. И. Н. Яблокова. - М., 2004.
8. Самыгин С. И., Нечипуренко В. И., Полонская И. Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов н/Д, 2006.
9. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. - М., 2000.
Особенно большое значение в интегративной функции религии Э. Дюркгейм придавал совместному участию в культовой деятельности. Именно посредством культа религия конституирует общество как социокультурную систему: она подготавливает индивида к социальной жизни, тренирует послушание, укрепляет социальное единство, поддерживает традиции, возбуждает чувство удовлетворенности.
Обратной стороной интегрирующей функции религии выступает дезинтегрирующая. Выступая в качестве источника социокультурного единения на базе тех или иных ценностей, нормативных установок, вероучения, культа и организации, религия одновременно противопоставляет эти общности другим общностям, сформировавшимся на базе другой ценностно-нормативной системы, вероучения, культа и организации. Это противопоставление может служить источником конфликта между христианами и мусульманами, между православными и католиками и т. д. Причем эти конфликты нередко сознательно ра

