Наблюдение за природой как средство развития познавательной активности дошкольников

Скачать статью на тему: "Наблюдение за природой как средство развития познавательной активности дошкольников". В которой рассмотрена проблема развития познавательной активности дошкольников через организацию и проведение наблюдений за природой.
Author image
Denis
Тип
Статья
Дата загрузки
09.12.2025
Объем файла
37 Кб
Количество страниц
13
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Аннотация:
В данной статье рассмотрена проблема развития познавательной активности дошкольников через организацию и проведение наблюдений за природой. Исходя из анализа обозначенной проблемы и обобщения результатов исследования, было установлено, что правильно спланированное наблюдение за природой способствует развитию познавательной активности детей по формированию представлений детей об объектах, предметах и явлениях живой и неживой природы. 
Ключевые слова: наблюдения, познавательно-исследовательская деятельность, познавательная активность.

 

 

 

Список использованной литературы
1. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии, познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: Эребус, 2006.
2. Авсейкова, В.В. Мир природы через наблюдения / В.В. Авсейкова, Н.В. Чеховская.- Мозырь : Издательский дом "Белый ветер", 2001. - 48 с.
3. Морозова И.С. Познавательная активность дошкольников [Текст] / И.С. Морозова, И.С. Штепина // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 12. - С. 162-165.
4. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой: учебник / С.А. Веретенникова. -- Москва : "Просвещение", 1980. - 369с.
5. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст]: пособие для студентов пед. ун-тов / Б.Г. Ананьев и др. – СПб. Питер, 2011. – 282 с.
6. Дусавицкий А.К. Воспитывая интерес / А.К. Дусавицкий . - Москва : Знание, 2004.-153 c.
7. Занков, Л.B. Развитие дошкольников в процессе обучения / Л.В. Занков. -- Москва : Просвещение, 1967 - 236 с.
8. Зерщикова, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим / Т. Зерщикова, Т. Ярошевич // Дошкольное воспитание. - 2005. - №7. - С. 3-9
9. Лактионова, З.А. Поисково-познавательная работа в детском саду [Текст] / З.А. Лактионова, В.В. Варлыгина // Методист. – 2006. – № 8. – С. 60-64.
10. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / А.И. Иванова. – М.: Экзамен, 2014. – 234 с.
11. Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет [Текст]: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т.М. Бондаренко. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002. – 184 с.
12. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.А. Рыжова. – М.: Карапуз, 2011. – 124 с.
13. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]: методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ. // Под ред. М.А. Васильевой, В.В, Гербовой, Т.С. Комаровой.

Г.И. Щукина, считает, что показателем интереса ребёнка служат его вопросы и суждения, благодаря которым ребёнок постигает мир вокруг себя[19]. Воспитательно - образовательное значение наблюдений за сезонными явлениями очень велико, так как они поднимают у детей интерес к родной природе, способствуют воспитанию эстетических чувств, отмечает Н.А. Рыжова[12].
И именно наблюдения за сезонными явлениями предоставляют возможность взаимодействовать, погружаться в мир природы в рамках образовательного процесса в ДОУ. В ходе наблюдений можно научить целенаправленно и планомерно воспринимать объекты, в познании которых заинтересован ребенок.
Еще одним из главных видов занятий по ознакомлению с природой, по мнению З.Ф.Аксенова, являются наблюдения за сезонными изменениями в ходе экскурсий [21]. Именно во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать сезонные изменения в природе, природные явления и их влияние на жизнь всего ж

Похожие работы