Экологическая сказка как средство формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Скачать дипломную работу на тему: "Экологическая сказка как средство формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста". В которой подобраны методики для выявления уровня сформированности экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Проведена система работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством экологической сказки.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
04.12.2025
Объем файла
399 Кб
Количество страниц
32
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность исследования. На современном этапе взаимодействия человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, в связи с этим важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения.
Экологическое образование личности предполагает формирование экологической культуры уже с дошкольного возраста. В проекте федерального закона ?Об экологической культуре?, концепции дошкольного воспитания подчеркнуто, что именно в дошкольном возрасте закладываются этические принципы отношения к природе. Основой формирования сознательного отношения к природе является знание о ней. Ознакомление детей дошкольного возраста с миром природы должно решать одну из главных задач: помочь ребенку осознать себя активным субъектом природы, субъектом мира, в котором живет ребенок. Решение этой приоритетной задачи не является возможным без определения перспективной образовательной траектории становления базиса экологической личностной культуры на

Содержание 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретические аспекты формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством экологических сказок……...………………………………………………………………………7

1.1. Проблема воспитания экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в теории и педагогических исследованиях..…………………………………………………………….7

1.2. Экологическая сказка как средство формирования экологической культуры у старших дошкольников……………………………………..13

Выводы по главе I……………………………………………………………...19

Глава II. Система работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством экологической сказки…………………………………………………………………………….20

2.1. Исследование сформированности экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..26

2.2. Система работы по формированию экологической культуры  у детей старшего дошкольного возраста с использованием экологической сказки…….……………………………………………………………………….36

2.3. Динамика результатов исследования ……………………………….43

Выводы по главе II……………………………………………………………..45

Заключение……………………………………………………………………...50

Список источников и литературы…………………………………………...52

Список источников и литературы 

Нормативно-правовые акты

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования [Текст]/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. - М.: ТЦ Сфера, 2018. – 80 с. (Правовая библиотека образования).

Учебная литература

4. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст]: Учебное пособие. - М.: Просвещение, 2016. - 180 с.

5. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой [Текст]: Пособие для воспитателя детского сада. / Н. Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 2015 – 230 с.

6. Дерябо С.Д. Методики диагностики и коррекции в экологическом воспитании. – М: Интор, 2011 – 208 с.

7. Золотова, Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. – Москва: Просвещение, 20 11. – 324 с.

8. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие д ля студ. сред.пед. учеб. заведений. – Москва: «Академия», 20 11. – 416 с.

9. Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей. Санкт – Петербург: Детство-пресс, 2014 – 240 с.

10. Лихачёв, Б.Т. Экология личности. - Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт. - М, - 607 с.

11. Николаева, C. H. Юный эколог: программа экологического воспитания дошкольников. / C. H. Николаева, – M.: Мозайка – Синтез, 2006 – 128 с.

12. Рыжова, Н. А. Я и природа: Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. / Н. А. Рыжова. - М.: Линка – Пресс, 2008 – 56 с.

13. Сладков, Н. И. Лесные сказки. – М.: Книги «Искателя», 2007 - 64с.

Научная литература

14. Бобылева Л.П. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание. – 2011 – №7. – С.10-15.

15. Вербицкий, А.А. Основные принципы концепции непрерывного экологического образования [Текст] / А.А Вербиций // Просвещение: проблемы и перспективы. Спец. вып. №2 (7). – Пенза, 2015. – 236 с.

16. Зерщикова, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим / Т. Зерщикова, Т. Ярошевич // Дошкольное воспитание. –2005 – №7. – С. 3–9.

17. Кадырова, Р.М. Проблема 

Как указывает В.А. Ясвин, особенностями экологического сознания и основными практическими умениями в сфере природопользования определяется экологическое поведение человека. (Ясвин)

По мнению А.А. Вербицкого, экологическая культура выступает как совокупность опыта взаимодействия людей с природой, обеспечивающая выживание и развитие человека. (Вербицкий)

Экологическая культура – одно из сложных психических образований – формируется через развитие нравственных черт личности. Для этого человек должен в своей деятельности руководствоваться экологическими, этическими, эстетическими и социальными критериями. Экологическая культура включает в себя культуру труда и широкую (естественнонаучную, философскую, политическую, правовую, нравственную) образованность. Культура труда основывается на принципе природосообразности, который включает осознание человеком себя как части природы.

Н.Ф. Виноградова считает, что экологическая культура предполагает определенную степень осмысления мира. На этапе дошкольного детства ребенок начинает осознавать живое и неживое, себя как живое существо. Происходит постепенный переход от эмпирически складывающейся культуры взаимодействия человека со средой обитания различными ее представлениями до осознанного понимания этого взаимодействия. Конечно, у детей складываются лишь первые представлени