Использование творческих учебно–познавательных заданий обучения истории в условиях смешанного обучения в основной школе

Цель – изучить возможности технологии смешанного обучения для уроков истории и реализовать их на практике
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
31.08.2022
Объем файла
588 Кб
Количество страниц
51
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
1600 руб.
2000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

В век цифровых технологий многие школьники всё меньше используют книги для поиска нужной информации и всё больше обращаются к электронным ресурсам. Перед учителем стоит задача внедрения новых информационных технологий в современную систему обучения. В нынешнем школьном образовании ставится задача формирования и достижения метапредметных результатов обучающихся умение учиться. Исходя из этого, учителю важно реализовать в ходе процесса обучения разнообразные, эффективные современные формы организации образовательного процесса. Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) и применение их в образовательном процессе возможно не только в рамках урока, но и во внеурочной деятельности с предоставлением учащемуся возможности выстраивать индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). 
В нынешних реалиях, в связи с появлением пандемии COVID-19, учащиеся перешли на дистанционную форму обучения (ДО), когда взаимодействие между учащихся и учителем осуществляется на расстоянии, по средствам использования Интернет-технологий, которые предусматривают интерактивность процесса обучения. Ситуация в мире вынудила большинство учащихся стать не объектом, а субъектом обучения и активно участвовать в процессе получения знаний, обусловленным самостоятельным поиском информации. Таким критериям отвечает смешанное обучение. 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ. 6

1.1 Общая характеристика смешанное обучение и возможности его применения в условиях современной школы. 6

1.2 Значение и роль творческих учебно – познавательных заданий на уроках истории в основной школе 16

Выводы по первой главе 24

ГЛАВА 2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКОВ ИСТОРИИ ПО ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ 25

2.1. Проектирование уроков истории для смешанного обучения в 5 классе 25

2.1. Методические рекомендации для учителей, студентов, родителей 40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абдулаев, Э. Н. Алгоритмизация учебной деятельности при проведении творческих заданий / Э. Н. Абдулаев. – Текст : непосредственный // Преподавание истории в школе. – 2015. – № 3. – С. 15-20.

2. Аверкина, Ю. С. Формирование в процессе обучения познавательной активности и познавательных интересов / Ю. С. Аверкина, А. В. Власов, Е. Н. Миронова. – Текст : электронный // Kant. – 2018. – № 3 (28). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-v-protsesse-obucheniya-poznavatelnoy-aktivnosti-i-poznavatelnyh-interesov (дата обращения: 26.01.2022).

3. Алексашкина, Л. Н. Использование познавательного потенциала исторической карты при изучении школьниками истории / Л. Н. Алексашкина, Н. И. Ворожейкина. – Текст : непосредственный // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2011. – № 9. – С. 19-27.

4. Алексашкина, Л. Н. О системном подходе к развитию умений школьников при изучении истории в основной и старшей школе / Л. Н. Алексашкина. – Текст : непосредственный // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2011. – № 5. – С. 16-24.

5. Блинов, В. И. Модели смешанного обучения: организационно-дидактическая типология / В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, И. С. Сергеев. – Текст : непосредственный // Высшее образование в России. – 2021. – № 5. – С. 44-64.

6. Большакова, К. Н. "Перевернутое обучение" как инновационная технология современного образования / К. Н. Большакова. – Текст : электронный // Актуальные вопросы гуманитарных наук : сб. науч. ст. бакалавров, магистрантов и аспирантов / под ред. А. А. Сорокина, Г. В. Калабуховой. – Москва, 2019. – С. 147-154. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37610935 (дата обращения: 26.01.2022). – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.

7. Брыксина, О. Ф. Управленческие аспекты внедрения смешанного обучения в образовательной организации: основные проблемы и пути их решения / О. Ф. Брыскина. – Текст : электронный // СНВ. – 2021. – № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlencheskie-aspekty-vnedreniya-smeshannogo-obucheniya-v-obrazovatelnoy-organizatsii-osnovnye-problemy-i-puti-ih-resheniya (дата обращения: 26.01.2022).

8. Василик, Л. Технология смешанного обучения. И снова о "Перевернутом классе" / Л. Василик, Н. Лозинская. – Текст : непосредственный // Управление школой. – 2015. – № 5/6. – С. 40-42.

9. Велединская, С. Б. Смешанное обучение: секреты эффективности / С. Б. Велединская, М. Ю. Дорофеева. – Текст : непосредственный // Высшее образование сегодня : рец. изд. ВАК России в обл. психологии, педагогики и социологии. – 2014. – № 8 (Спец. вып.). – С. 8-13.

10. Вяземский, Е. Е. Как сегодня преподавать историю в школе : пособие для учителя / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. – 2-е изд. – Москва : Просвещение, 2000. – 112 с. – Текст : непосредственный.

11. Вяземский, Е. Е. Методика преподавания истории в школе : практ. пособие для учителей / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. – Москва : Владос, 2000. – 175 с. – Библиогр.: с. 173-174. – Текст : непосредственный.

12. Вязьмина, А. С. Методические аспекты применения творческих заданий на уроках истории в старшей школе / А. С. Вязьмина, И. В. Кучерук. – Текст : электронный // Перекрёстки истории. Актуальные проблемы исторической науки : материалы XVI Междунар. науч. конф. – Астрахань, 2020. – С. 128-130. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44505572 (дата обращения: 26.01.2022). – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.

13. Горохова, О. А. Использование творческих заданий на уроках практикующего учителя истории / О. А. Горохова. – Текст : непосредственный // Преподавание истории в школе. – 2015. – № 3. – С. 11-14.

14. Григоренко, Т. Ф. Особенности использования творческих заданий и проектной деятельности школьников в курсе обществознания / Т. Ф. Григоренко. – Текст : непосредственный // Преподавание истории в школе. – 2015. – № 3. – С. 21-24.

15. Грохольская, О. Г. Методологические особенности реализации смешанного обучения в обновленном пространстве / О. Г. Грохольская. – Текст : непосредственный // Педагогика. – 2020. – № 7. – С. 61-66.

16. Давлетбаев, Ф. Р. Роль творческих заданий в формировании познавательного интереса к урокам истории у младших школьников / Ф. Р. Давлетбаев, Ф. Г. Давлетбаева. – Текст : электронный // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – № 9. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-tvorcheskih-zadaniy-v-formirovanii-poznavatelnogo-interesa-k-urokam-istorii-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 26.01.2022).

17. Даутова, О. Б. Массовый формат смешанного обучения как движение к цифровой трансформации образования / О. Б. Даутова, Е. Ю. Игнатьевна, О. Н. Шилова. – Текст : электронный // Непрерывное образование: XXI век. – 2020. – № 3 (31). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/massovyy-format-smeshannogo-obucheniya-kak-dvizhenie-k-tsifrovoy-transformatsii-obrazovaniya (дата обращения: 26.01.2022).

18. Дёмина, Е. А. Практика реализации смешанного обучения на основе компетентностного подхода / Е. А. Дёмина. – Текст : непосредственный // Среднее профессиональное образование : ежемес. теорет. и науч.-метод. журн. – 2020. – № 9. – С. 17-22.

19. Дикая, Ю. В. Реализация модели смешанного обучения на примере дисциплины "Методика преподавания истории" / Ю. В. Дикая. – Текст : электронный // Январские исторические чтения, посвященные памяти Юрия Петровича Шагдурова : материалы междунар. науч.-практ. конф. – Улан-Удэ, 2017. – С. 136-140. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35069927 (дата обращения: 26.01.2022). – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.

20. Дорошенко, Н. С. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания. Методические рекомендации / Н. С. Дорошенко. – Текст : электронный // Молодой ученый : науч. электрон. журн. – 2015. – № 24 (104). – С. 937-943. – URL: https://moluch.ru/archive/104/24375/ (дата обращения: 27.01.2022).

21. Ермолаева, Ж. Е. Развитие познавательной активности – как сделать информацию визуальной / Ж. Е. Ермолаева, О. В. Лапухова, И. Н. Герасимова. – Текст : непосредственный // Народное образование. – 2015. – № 7. – С. 115-121.

22. Золотарева, А. Л. Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках истории / А. Л. Золотарева. – Текст : непосредственный // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2012. – № 3/4. – С. 228-231.

23. Иванова, Е. О. Перспективные обучающие технологии: дидактический аспект / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. – Текст : непосредственный // Педагогика. – 2017. – № 1. – С. 3-10.

24. История. 5-11 классы. Технологии современного урока / авт.-сост. В. В. Гукова [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2009. – 207 с. – Библиогр.: с. 203-205. – Текст : непосредственный.

25. Короткова, М. В. Методика проектирования, разработки и использования творческих заданий по истории / М. В. Короткова. – Текст : непосредственный // Преподавание истории в школе. – 2015. – № 3. – С. 3-10.

26. Корчажкина, О. М. Педагогические технологии структуирования знаний и их применение при смешанном обучении / О. М. Корчажкина. – Текст : непосредственный // Информатика и образование : ежемесяч. науч.-метод. журн. – 2015. – № 5. – С. 35-42.

27. Котова, М. О. Творческие задания в современной школе и их классификации(на примере заданий по истории для учащихся 5-го класса) / М. О. Котова, Н. В. Камардина. – Текст : электронный // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. – 2018. – № 1 (31). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskie-zadaniya-v-sovremennoy-shkole-i-ih-klassifikatsii-na-primere-zadaniy-po-istorii-dlya-uchaschihsya-5-go-klassa (дата обращения: 26.01.2022).

28. Крылов, Э. В. Смешанное обучение: опыт внедрения / Э. В. Крылов, Э. В. Ким, О. В. Шуванова. – Текст : непосредственный // Народное образование. – 2014. – № 8. – С. 174-178.

29. Левит, М. В. Творческие работы гуманитарных 8-х классов / М. В. Левит. – Текст : непосредственный // Современный урок : предмет.-содерж. журн. для зам. директора по учеб.-воспитат. и науч.-метод. работе и учителей-предметников. – 2011. – № 9. – С. 51-56.

30. Любомирская, Н. Смешанное обучение: строим школу удобно и рационально / Н. Любомирская. – Текст : непосредственный // Просвещение : информ.-публицист. бюл. – 2013. – № 60. – С. 2.

31. Магсумов, Т. А. Рефлексия современного урока истории по требованиям ФГОС / Т. А. Магсумов. – Текст : электронный // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2016. – № 40. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/refleksiya-sovremennogo-uroka-istorii-po-trebovaniyam-fgos (дата обращения: 27.01.2022).

32. Морсковатых, М. Ю. Смешанное обучение в преподавании МХК в старшей школе / М. Ю. Морсковатых. – Текст : электронный // Вестник НАСА. – 2018. – № 1 (14). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smeshannoe-obuchenie-v-prepodavanii-mhk-v-starshey-shkole (дата обращения: 26.01.2022).

33. Нечитайлова, Е. В. Смешанное обучение как основа создания развивающей образовательной среды в средней школы / Е. В. Нечитайлова. – Текст : непосредственный // Информатика и образование : ежемесяч. науч.-метод. журн. – 2015. – № 5. – С. 43-47.

34. Плетяго, Т. Ю. Педагогические модели смешанного обучения в вузе: обобщение опыта российской и зарубежной практики / Т. Ю. Плетяго, А. С. Остапенко, С. Н. Антонова. – Текст : непосредственный // Образование и наука. – 2019. – Т. 21, № 5. – С. 112-129.

35. Плеханова, Д. С. Развитие способов познавательной активности обучающихся на уроках истории / Д. С. Плеханова. – Текст : электронный // Роль культурного наследия в современных этнополитических, этнообразовательных, этноконфессиональных процессах : материалы Всеросс. с междунар. участием науч.-практ. интернет-конф. – Саранск, 2021. – С. 70-74. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45748380 (дата обращения: 26.01.2022). – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.

36. Поварницына, Е. С. "Презентация картины по ролям" - контрольное мероприятие на уроке истории / Е. С. Поварницына. – Текст : электронный // Пермский педагогический журнал. – 2019. – № 10. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prezentatsiya-kartiny-po-rolyam-kontrolnoe-meropriyatie-na-uroke-istorii (дата обращения: 26.01.2022).

37. Половникова, А. В. Организация творческой деятельности учащихся: педагогический потенциал курса обществознания / А. В. Половникова. – Текст : непосредственный // Преподавание истории и обществознания в школе : науч. - теорет. и метод. журн. – 2020. – № 7. – С. 11-16.

38. Солнцева, Е. Прошлое и настоящее: пути познания : творч. задания на уроках истории / Е. Солнцева. – Текст : непосредственный // Учитель. – 2000. – № 3. – С. 3-5.

39. Степанищев, А. Т. Настольная книга преподавателя истории : учеб.-метод. пособие / А. Т. Степанищев. – Москва : Владос, 2013. – 376 с. – Текст : непосредственный.

40. Студеникин, М. Т. Методика преподавания истории в школе : учебник для студентов вузов / М. Т. Студеникин. – Москва : Владос, 2004. – 239 с. – Библиогр.: с. 226-236. – Текст : непосредственный.

41. Тараканова, Е. Н. Массовые открытые онлайн-курсы как ресурс смешанного обучения (на примере дисциплин гуманитарного профиля) / Е. Н. Тараканова. – Текст : электронный // СНВ. – 2021. – № 3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/massovye-otkrytye-onlayn-kursy-kak-resurs-smeshannogo-obucheniya-na-primere-distsiplin-gumanitarnogo-profilya (дата обращения: 26.01.2022).

42. Толстокорова, О. В. Методы развития познавательного интереса учащихся на уроках истории / О. В. Толстокорова. – Текст : электронный // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2016. – № 3 (12). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-razvitiya-poznavatelnogo-interesa-uchaschihsya-na-urokah-istorii (дата обращения: 27.01.2022).

43. Тымко, О. З. Организация самостоятельной работы учащихся старших классов на основе смешанной модели обучения / О. З. Тымко. – Текст : непосредственный // Педагогическая диагностика : науч. практ. журн. – 2016. – № 6. – С. 73-75.

44. Файзуллина, А. Р. Методы и формы организации учебной деятельности на уроках истории / А. Р. Файзуллина, Ф. А. Саглам. – Текст : непосредственный // Преподавание истории в школе. – 2014. – № 9. – С. 45-50.

45. Чилингарова, Д. Н. Интегрированные уроки, как способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории / Д. Н. Чилингарова, Л. А. Оганнисян. – Текст : электронный // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 59-2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integrirovannye-uroki-kak-sposob-aktivizatsii-poznavatelnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-na-urokah-istorii (дата обращения: 27.01.2022).

46. Шнер, Н. О. Использование творческих заданий для формирования одаренности на уроках истории / Н. О. Шнер. – Текст : электронный // Молодость. Интеллект. Инициатива : материалы I Междунар. науч.-практ. конф. студентов и магистрантов / гл. ред. А. П. Солодков. – Витебск, 2013. – С. 338-339. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36786073 (дата обращения: 26.01.2022). – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.

47. Шоган, В. В. Методика преподавания истории в школе : учеб. пособие для вузов / В. В. Шоган, Е. В. Сторожакова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 433 с. – URL: https://urait.ru/bcode/456197 (дата обращения: 27.01.2022). – Режим доступа: по подписке ШГПУ. – Текст : электронный.

48. Шоган, В. В. Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования : учеб. пособие для студентов вузов / В. В. Шоган. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. – 475 с. – Библиогр.: с. 464-467. – Текст : непосредственный.

49. Ярома, О. В. Использование творческих заданий в развитии информационно-аналитических умений учащихся / О. В. Ярома. – Текст : электронный // Пермский педагогический журнал. – 2013. – № 4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tvorcheskih-zadaniy-v-razvitii-informatsionnoanaliticheskih-umeniy-uchaschihsya (дата обращения: 26.01.2022).

Для успешной педагогической деятельности учитель должен обладать эффективными методами, методическими навыками и учебными пособиями. Большое значение имеет качество подготовки к занятиям. В рамках подготовки к занятиям учитель развивает, «моделирует» свою деятельность и поведение школьников. Очень важно, чтобы эта предварительная модель была как можно ближе к реальности. Естественно, реальный дизайн предстоящего образовательного процесса требует глубокого знания теории обучения и образования, большого личного опыта и творческого анализа достижений продвинутых учителей.
Для каждого учителя – субъект есть определенная сложность в презентации урока и учеников фактического материала. Большая часть этого материала содержится в курсах истории.
Помощь школьникам в полной мере продемонстрировать свои способности, развивать инициативу, независимость и творческий потенциал, является одной из основных задач современной школы. Успешное выполнение этой задачи во многом зависит от формирования когнитивных интересов учащихся.