Понятие власти в философии Аристотеля
Введение
Раскрываются аспекты понятия власти в философии Аристотеля. Проводятся параллели и выявляются противоречия аристотелевской концепции с представлениями современных исследователей в определенных аспектах власти. Делается вывод, что понятие позитивной власти как формообразующего принципа у Аристотеля легло в основу традиционной политической мысли.
1. Исаев И. А. Politica hermetica: скрытые аспекты вла- сти. М., 2002. 413 с.
2. Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ. М., 2001. 384 с.
3. Аристотель. Метафизика / пер. А.В. Кубицкого. Ростов н/Д, 1999. 608 с.
4. Аристотель. Сочинения: в 4 т. / Аристотель. Политика / пер. С.А. Жебелева. М., 1983. Т. 4. С. 376 – 644;
5. Луман Н. Власть / пер. с нем. А.Ю. Антоновского. М., 2001. 256 с.
6. Сапронов П.А. Власть: прошлое и будущее. М., 2008. 248 с.
7. Аристотель. Этика / пер. Н.В. Брагинской, Т.А. Миллер. М., 2002. 492 с.
8. Гегель В.Г.Ф. Лекции по истории философии // История философии / Электрон. библ. М., 2002. 1 CD-ROM.
9. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / общ. ред. и вступит. статья А.Ф. Лосева; пер. Л.М. Гаспарова. М., 1979. 620 с.
Сегодня человечество столкнулось с массой проблем глобального характера, решение которых зависит во многом от правильного распределения власти. В современной общественной мысли эта тема широко обсуждается в различных ее ракурсах. Вопрос о власти уходит своими корнями, уходящие в глубь веков. Еще античные философы обсуждали значение власти и формы ее проявления. Первые известные миру попытки постичь суть властного начала принадлежат древним философам.В древнегреческой философии «власть» есть телесная основа мира: «Античное телесное мироощущение, породившее натурфилософию, не могло не воспринимать власть как нечто вещественное. Уже в беспредельном и бесформенном она проявила себя в качестве определяющего начала» [1, с. 18]. Кроме того, первые философы рассматривали властное начало как свойство первопричины, являющейся одновременно субстратом, и законом Космоса. «Фюсис» выступает определяющим условием, он господствует, проявляя себя как «властвующее». Власть, таким образом, раскрывает иерархию, присущую бытию.

