Модели массового обслуживания поликомпонентных потоков с ограниченной очередью

Скачать дипломную работу на тему: "Модели массового обслуживания поликомпонентных потоков с ограниченной очередью". В которой представлены СМО с произвольным количеством компонент, представляющих потоки заявок разных типов, для которых действуют различные ограничения на длину очереди.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
21.11.2025
Объем файла
3457 Кб
Количество страниц
79
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая монография посвящена разработке и исследованию комбинированных моделей систем массового обслуживания (СМО) с поликомпонентным потоком требований, произвольным количеством источников и ограничений по длине очереди. Под поликомпонентным потоком понимается суперпозиция потоков заявок разных типов, поступающих из различных источников. Различаются заявки по тому, сколько места они занимают в накопителе или какие ограничения для них действуют.
В последнее десятилетие задача квотирования различного рода ресурсов при ограниченном их количестве приобрела особую остроту в различных предметных областях: телекоммуникации, транспорт, логистика, сфера обслуживания населения и т.п. К подобным техническим объектам можно отнести различные системы телефонной связи, компьютерные сети глобальных и локальных масштабов, системы спутниковой связи. Другими объектами такого рода являются управляющие вычислительные системы и комплексы, в особенности, системы реального времени, где актуальна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 6

ГЛАВА 1 МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОМБИНИРОВАННОЙ МНОГОКАНАЛЬНОЙ СМО С ТРЕХКОМПОНЕНТНЫМ ПОТОКОМ ТРЕБОВАНИЙ 13

1.1. Вывод вспомогательных формул 13

1.2. Вероятности состояний СМО в стационарном режиме 15

1.3. Вероятностные характеристики СМО 17

1.4. Числовые характеристики СМО 19

1.5. Временные характеристики СМО 20

1.6. Резюме 25

ГЛАВА 2  МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОТКРЫТОЙ МНОГОКАНАЛЬНОЙ СМО ПОЛИКОМПОНЕНТНЫХ ПОТОКОВ С ПРОИЗВОЛЬНЫМ КОЛИЧЕСТВОМ ИСТОЧНИКОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ ПО ДЛИНЕ ОЧЕРЕДИ 26

2.1. Вероятности состояний СМО в стационарном режиме 26

2.2. Вероятностные характеристики СМО 29

2.3. Числовые характеристики СМО 30

2.4. Временные характеристики СМО 32

2.5. Резюме 39

ГЛАВА 3  МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОТКРЫТОЙ МНОГОКАНАЛЬНОЙ СМО ПОЛИКОМПОНЕНТНЫХ ПОТОКОВ С ПРОИЗВОЛЬНЫМ КОЛИЧЕСТВОМ ИСТОЧНИКОВ И ЕДИНИЧНЫМ ШАГОМ МЕЖДУ ОГРАНИЧЕНИЯМИ НА ДЛИНУ ОЧЕРЕДИ 40

3.1. Вероятности состояний СМО в стационарном режиме 40

3.2. Вероятностные характеристики СМО 41

3.3. Числовые характеристики СМО 42

3.4. Временные характеристики СМО 43

3.5. Резюме 45

ГЛАВА 4  ЧИСЛЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТАБИЛЬНЫХ РЕЖИМОВ РАБОТЫ СМО ПОЛИКОМПОНЕНТНЫХ ПОТОКОВ ПО ДЛИНЕ ОЧЕРЕДИ И ВРЕМЕНИ ОЖИДАНИЯ 47

4.1. Постановка задачи 47

4.2. Исследование однокомпонентной модели массового обслуживания с ограниченной очередью (М/М/m/Е по Кендаллу) 49

4.3. Исследование двухкомпонентной модели массового обслуживания с двумя ограничениями на длину очереди для каждой компоненты 53

4.4. Исследование трехкомпонентной модели массового обслуживания с тремя ограничениями на длину очереди для каждой компоненты 59

4.5. Исследование влияния эрланговской компоненты на стабильность работы комбинированной модели массового обслуживания с ограниченной очередью (М/М/m/Е & М/М/m/0) 66

4.6. Исследование влияния классической компоненты на стабильность работы комбинированной модели массового обслуживания (М/М/m/Е & М/М/m) 68

4.7. Резюме 73

ГЛАВА 5  ЧИСЛЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТАБИЛЬНЫХ РЕЖИМОВ РАБОТЫ СМО ПОЛИКОМПОНЕНТНЫХ ПОТОКОВ ПО ЧИСЛУ ЗАЯВОК, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ОБСЛУЖИВАНИЕМ И В СИСТЕМЕ В ЦЕЛОМ 74

5.1. Постановка задачи 74

5.2. Исследование однокомпонентной модели массового обслуживания с ограниченной очередью (М/М/m/Е по Кендаллу) 74

5.3. Исследование двухкомпонентной модели массового обслуживания с двумя ограничениями на длину очереди для каждой компоненты 77

5.4. Исследование трехкомпонентной модели массового обслуживания с тремя ограничениями на длину очереди для каждой компоненты 79

5.5. Исследование влияния эрланговской компоненты на стабильность работы комбинированной модели массового обслуживания с ограниченной очередью (М/М/m/Е & М/М/m/0) 81

5.6. Исследование влияния классической компоненты на стабильность работы комбинированной модели массового обслуживания (М/М/m/Е & М/М/m) 83

5.7. Резюме 86

ГЛАВА 6  КОНЦЕПЦИЯ ОЧЕРЕДЕЙ ВЫСШИХ ПОРЯДКОВ В СМО ПОЛИКОМПОНЕНТНЫХ ПОТОКОВ 87

6.1. Основные определения 87

6.2. О моментах времени ожидания в физической и реальной очередях в СМО с неограниченной очередью 87

6.3. Вероятностные характеристики и моменты длин физической и реальной очередей 90

6.4. Время ожидания обслуживания заявкой в физической очереди 93

6.5. Время ожидания обслуживания заявкой в реальной очереди 94

6.6. Очереди высших порядков 95

6.7. Обобщенные формулы Литтла и классификация очередей высших порядков 96

6.8. Резюме 98

ГЛАВА 7  ЧИСЛЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТАБИЛЬНЫХ РЕЖИМОВ РАБОТЫ СМО ПОЛИКОМПОНЕНТНЫХ ПОТОКОВ ПО ДЛИНЕ ФИЗИЧЕСКОЙ И РЕАЛЬНОЙ ОЧЕРЕДЕЙ 99

7.1. Постановка задачи 99

7.2. Исследование однокомпонентной модели массового обслуживания с ограниченной очередью (М/М/m/Е по Кендаллу) 101

7.3. Исследование двухкомпонентной модели массового обслуживания с двумя ограничениями на длину очереди для каждой компоненты 104

7.4. Исследование трехкомпонентной модели массового обслуживания с тремя ограничениями на длину очереди для каждой компоненты 108

7.5. Резюме 115

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 116

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Липаев В.В. Тестирование программ. М.: Радио и связь, 1986. 296 с.

2. Липаев В.В. Надежность программного обеспечения АСУ. М: Энергоиздат, 1981. 240 с.

3. Липаев В.В. Управление разработкой программных средств: Методы, стандарты, технология. М.: Финансы и статистика, 1993. 160 с.

4. Основы теории и проектирования вычислительных приборов и машин управления / Л.Н. Преснухин [и др.]; под ред. проф. Л.Н. Преснухина. – М.: Высшая школа, 1970. 632 c.

5. Технология проектирования комплексов программ АСУ / В.В. Липаев [и др.]; под ред. Ю.В. Астафьева, В.В. Липаева. – М.: Радио и связь, 1983. 264 с.

6. Отладка систем управляющих алгоритмов ЦВМ реального времени / В.В. Липаев [и др.]; под ред. проф. В.В. Липаева. – М.: Советское радио, 1974. 328 с.

7. Липаев В.В. Проектирование математического обеспечения АСУ (системотехника, архитектура, технология). М.: Советское радио, 1977. 400 с.

8. Евсюков К.Н., Колин К.К. Основы проектирования информационно-вычислительных систем. М.: Статистика, 1977. 216 с.

9. Липаев В.В. Распределение ресурсов в вычислительных системах. М.: Статистика, 1979. 247 с.

10. Липаев В.В., Яшков С.Ф. Эффективность методов организации вычислительного процесса в АСУ. М.: Статистика, 1975. 255 с.

11. Колин К.К., Липаев В.В. Проектирование алгоритмов управляющих ЦВМ. М.: Советское радио, 1970. 344 с.

12. Математическое обеспечение управляющих ЦВМ / В.В. Липаев [и др.]. – М.: Советское радио, 1972. 528 с.

13. Романенко В.А. Оптимизация управления технологическими процессами узлового аэропорта как системы массового обслуживания с нестационарными потоками и частичной взаимопомощью каналов // Управление большими системами: сборник трудов. 2012. № 36. С. 209 – 247. 

14. Романенко В.А. Математические модели функционирования узловых аэропортов в условиях современного авиатранспортного рынка. Самара: Ас Гард, 2010. 224 с.

15. Андронов А.М. Теория массового обслуживания и научная организация труда в гражданской авиации. М.: РИО МГА СССР, 1969. 118 с.

16. Романенко В.А. Оптимизация параметров системы трансферных авиаперевозок с учетом нечеткой и стохастической неопределенностей // Управление большими системами: сборник трудов. 2013. № 41. С. 285 – 313.

17. Романенко В.А. Нечеткая оптимизация параметров трансферной системы авиаперевозок // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Технические науки. 2012. №4 (36). С. 73 – 80.

18. Романенко В.А. Оптимизация параметров трансферной системы авиаперевозок в условиях неопределенности // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С.П. Королёва (национального исследовательского университета). 2012. № 4 (35). С. 218–228.

19. Романенко В.А. Нечеткая оптимизация сети пассажирских авиалиний на базе системы узловых аэропортов // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С.П. Королёва (национального исследовательского университета). 2012. № 5-1 (36). С. 328–334.

20. Романенко В.А. Математическая модель 

В большинстве задач прикладного характера замена непуассоновских потоков событий пуассоновскими с теми же интенсивностями приводит к получению решения, которое мало отличается от истинного, а иногда и вовсе не отличается. При этом погрешность решения, как правило, находится в пределах точности исходных данных, которые зачастую известны весьма приближённо. Специальное моделирование различных задач, проведенное методом Монте-Карло [129], показало, что в большинстве случаев эта погрешность ограничена 3 5% и лишь в редких случаях доходит до 10–12%, что вполне приемлемо при решении прикладных задач. Данное положение объясняется тем, что потоки событий, протекающие в реальных системах, в силу предельных теорем теории потоков по своей структуре весьма близки к пуассоновским. Достаточные условия близости суммарного потока, слагаемые которого независимы и равномерно малы, к простейшему потоку были изложены А.Я. Хинчиным [130]. Его ученик Г.А. Ососков выяснил, что эти условия являются и необходимыми. Однако, как показал А.Д. Соловьёв, имеются особые условия, когда погрешность может достигать значительных величин. Согласно знаменитой теореме Б.А. Севастьянова [71], для моделей СМО с отказами стационарное распределение вероятностей состояний системы нечувствительно к распределению обслуживания. Для СМО смешанного типа автором был проведен ряд исследований для случаев, когда экспоненциально распределенное время обслуживания аппроксимируется различными законами распределения. Результаты этих исследований приводятся в приложении 3. В отдельных случаях погрешность