Прагматизм и наука
Введение
Разделение науки и философии произошло в середине XVII века. Наука, как естествознание, взяло на вооружение экспериментальный метод, без которого она немыслима.
Философия же продолжала развиваться без опоры на эксперимент. Так продолжалось до середины XIX века, когда в философии возникло совершенно оригинальное направление, получившее название «прагматизм». Базой для прагматистской философии послужило знание реальных исследовательских практик в естествознании. Знание этих практик позволило прагматистским философам прийти к пониманию принципиальных черт процесса познания и его места в человеческой деятельности.
Прагматизм (от греческого - дело, действие) - позитивистское философское учение, рассматривающее значение понятий, суждений в терминах практических последствий основанного на них действия, успешность которого составляет единство критерий истинности и отождествляется с нею. Основные идеи прагматизма были высказаны Пирсом в 70-х годах, но лишь с конца 90-х годов благо
Содержание
Введение3
1. Чарльз Пирс - основоположник прагматизма6
2. Джемс Уильям, его вклад в развитие прагматизма12
3. Дьюи Джон. Наука в концепции прагматизма16
4. Прагматизм как философия науки21
Заключение25
Список использованной литературы25
600646532258000
Список использованной литературы
Вдовина Г.В., пер. с англ.: Сидорски Д. Связь между прагматическим натурализмом в метафизике, эпистемологии, логике, этике и религии и прагматической культурной критикой в США // 150 лет прагматизма. История и современность / Отв. ред. И.Д. Джохадзе. - М.: «Академический проект», 2019. С. 122–137. - ISBN 978-5-8291-2474-8.
Джохадзе И.Д. Прагматизм и его история: Современные интерпретации / Отв. ред. И.Д. Джохадзе / Пер. с англ. А.А. Веретенникова, И.Д. Джохадзе, А.Г. Жаворонкова, Г.А. Золоткова, Е.И. Коростиченко, Ю.Г. Россиус, А.А. Чикина. - М.: «Академический проект», 2018. - 231 с. - ISBN 978-5-8291-2307-9.
Вдовина Г.В., пер. с англ.: Шуленберг У. Завершая проект Просвещения: прагматизм и идея прогресса // 150 лет прагматизма. История и современность / Отв. ред. И.Д. Джохадзе. - М.: «Академический проект», 2019. С. 113–121. - ISBN 978-5-8291-2474-8.
Джохадзе И.Д., пер. с англ.: Дж. Эдвард Хакет. Четыре аспекта исторической преемственности прагматизма // 150 лет прагматизма. История и современность / Отв. ред. И.Д. Джохадзе. - М.: «Академический проект», 2019. С. 106–112. - ISBN 978-5-8291-2474-8.
Джохадзе И.Д. Прагматизм // Философская антропология. - КиберЛенинка. 2018. Т. 4. № 1. С. 231–243.
Семенова Э.Р. Проблема понимания в научном познании // NovaInfo. Ru. 2017. Т. 2. № 45. С. 241–245.
Джохадзе И.Д. Дефляционистское понимание истины и проблемы обоснования знания в неопрагматизме // Философская мысль. - РИНЦ, 2019. № 4. С. 24–35. - ISSN 2409-8728. - DOI 10.25136/2409-8728.2019.4.29938.
Джохадзе И.Д. Предисловие // 150 лет прагматизма. История и современность / Отв. ред. И.Д. Джохадзе. М.: «Академический проект», 2019. С. 5–11.
Джемс У. Прагматизм: новое название для некоторых старых методов мышления. Популярные лекции по философии / У. Джемс. - URSS. -2019. - 238 с. - ISBN: 978-5-9710-6535-7.
Волкова В.О. История и философия науки: учеб. пособие / В.О. Волкова [и др.]; под ред. В.О. Волковой. – Нижего
Джеймс утверждал, что прагматизм в современную эпоху должен выступать как метод «улаживания философских споров». Это именно метод, а не учение, и он носит нейтральный и антидогматический характер. Прагматизм также способен сблизить науку и метафизику. В основе же философских противостояний Джеймс видел психологическое различие «философских темпераментов» – мягкого и жесткого. Различие темпераментов обусловливает то, что одни философы оказываются рационалистами (а также интеллектуалистами, идеалистами, оптимистами, верующими, сторонниками свободы воли, монистами и догматиками), а другие – эмпиристами (а также сенсуалистами, материалистами, пессимистами, неверующими, детерминистами, плюралистами и скептиками). Джеймс критикует крайности этих позиций и подчеркивает, что прагматизм берет лучшее у каждой из них, ибо «наше уважение к фактам не погасило в нас окончательно огня религиозности». Напр., крайностям оптимизма и пессимизма он противоп