Арктика в структуре междержавных противоречий
ВВЕДЕНИЕ
Стратегический интерес к развитию Арктической зоны связан, прежде всего, с новыми возможностями, представленными глобальным изменением климата и сокращением ресурсов, которые выдвигают на первый план разработку и внедрение инновационных технологий и современных материалов в условиях Арктики, формирование управленческих компетенций специалистов с учётом угроз и возможностей для принятия эффективных координационных решений в арктических условиях в рамках комплексного устойчивого развития отдельных отраслей, включая обеспечение национальной безопасности.
Актуальность исследования объясняется изменениями климата и сокращением ледяного покрова в Северном полушарии. Мировые державы проявляют всё более возрастающий интерес к Арктике и невольно вступают в соперничество за установление контроля над новыми залежами полезных ископаемых и стратегическое превосходство в регионе. Арктика стала такой территорией, где ведущие государства стараются продвигать различные геополитические стратегии. Арктика привлекла к себе внимание многих стран, так как она является хранилищем существенных нефтяных запасов в условиях высоких мировых цен на энергоносители. Арктический регион сейчас – своеобразное Эльдорадо , только изобилующее не золотыми приисками, а нетронутыми значительными залежами газа, нефти и многих других природных биоресурсов. Другой, не менее значимой причиной такого интереса является географическое месторасположение: наикратчайший морской путь из Азии в Европу проходит через неё. Тем не менее, из-за сурового климата регион долгое время находился на периферии мирового экономического развития.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Характеристика Арктики. Предыстория проблем Арктического региона
1.1. Объект противоречий мировых держав………………………………...7
1.2. Особенности правового статуса Арктики и арктического шельфа…...13
Глава 2. Формирование транснациональной среды мировой политики в
2.1. Споры вокруг зон влияния в Арктике………………………………….24
2.2. Сотрудничество мировых держав в сфере эксплуатации северных регионов……………………………………………………………………………..29
Глава 3. Россия и Арктика
3.1. Вызовы и угрозы национальным интересам России в Арктике……... 37
3.2. Деятельность России по защите своих интересов в Арктике………..51
Заключение………………………………………………………………………...65
Список литературы……………………………………………………………….67
Приложение 1……………………………………………………………………...72
Приложение 2……………………………………………………………………...73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Источники
1. Анисимов П.А. Вызовы национальной безопасности РФ, 2020.
2. Бей Е.В. Российская Арктика: возможности XXI века //Военно-исторический журнал №10, 2020.
3. Богачёв В.Ф., Козьменко С.Ю., Тесля А.Б., Щеголькова А.А. Развитие арктической системы коммуникаций как фактор обеспечения гарантированного доступа к стратегическим ресурсам, 2018
4. Бушуев В.В., Первухин В.В. Арктический потенциал евразийской цивилизации // Энергия: экономика, техника, экология. 2019. – № 2. – С. 5–15.
5. Гриняев С.Н., Журавель В.П. Вопросы комплексной безопасности в Основах государственной политики России в Арктической зоне до 2035 г.: предыдущий опыт и перспективы реализации // Арктика и Север. 2020. №39. С. 52-74
6. Жилина И.Ю. Международное сотрудничество в Арктике, 2021.
7. Журавель В.П. О новой государственной политике России в Арктической зоне до 2035 года. Аналитическая записка на сайте ИЕ РАН, 2020, №9.
8. Журавель В.П. О председательстве России в Арктическом Совете (2021–2023 гг.): программа, риски и уроки для ЕАЭС.
9. Журавель В.П. Арктика-2035. Государственная политика России, международное сотрудничество с европейскими государствами в Арктике
10. Загорский А.В. Арктика: зона мира и сотрудничества М., ИМЭМО РАН, 2011,195 с.
11. Иванов Г.В., Костюков А.Д., Ташлыков С.Л. Военно-исторические аспекты освоения российского арктического пространства // Военно-исторический журнал №6, 2020.
12. Каранатова Л.Г., Кулев А.Ю. Социально-экономическое развитие Арктики: современные вызовы и приоритеты // 2022 №2 С. 49-62.
13. Киргизов-Барский А.В. «Проблемы международного сотрудничества в Арктике на современном этапе // Российская Арктика. 2021. №13 С. 118-128
14. Конышев В.Н., Сергунин А.А. Арктика в международной политике: Сотрудничество или соперничество? // Арктика в деятельности международных организаций. Доклад РИСИ. М.,2011.
15. Конышев В.Н., Сергунин А.А. Международные организации и сотрудничество в Арктике // Вестник международных организаций. 2011. №
16. Конышев В.Н., Сергунин А.А. Арктическая стратегия США и национальные интересы России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. №48.
17. Корчак Е.А., Серова Н.А. (2019) Полярные взгляды на Заполярье: арктическая политика России и зарубежных стран // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. Т. 12 №5 С. 145-159.
18. Круглов В.В., Лопатин М.А. О стратегическом значении Северного морского пути // Геополитика и безопасность С.92-101, 2020.
19. Курицын А.В., Ряписов А.Е. Проблемы и перспективы развития Северного морского пути, 2022
20. Лебедева М.М. Невоенные аспекты международной безопасности /М.М.Лебедева, К.П.Боришполец, А.В.Крутских, А.В.Худайкулова// Современные международные отношения / Под ред. А.В. Торкунова, А.В. Мальгина. - М.: Аспект Пресс, 2017. - С. 537-564.
21. Пащенко Л.В. Национальные интересы России в Арктике и проблемы их реализации // Вопросы политологии. 2019. – Т. 9, вып. 2. – С. 298–305
22. Пешина Э.В. Потенциал международного сотрудничества России в Арктике (Сравнительный анализ содержания стратегий развития Арктической зоны России до 2020 и 2035 гг.)
23. Разовский Ю.В., Вишняков Я.Д., Савельева Е.Ю., Киселёва С.П., Маколова Л.В. Арктический путь, 2019
24. Синчук Ю.В. Арктика во внешнеполитических стратегиях субъектов мировой политики // Вестник МГЛУ. Общественные науки. Вып. 3 (806) / 2018
25. Скуфьина Т.П. (2016) Нормативно-правовое регулирование развития российского Севера и Арктики // Фундаментальные исследования № 9 (2). С. 424-428.
26. Шинкарецкая Г.Г., Редникова Т.В. – Соотношение прав и интересов приполярных и других государств в использовании Арктического региона // Право и политика. – 2022. – №1.
27. Ширина Д.А. Международное сотрудничество: к новому мышлению в Арктике. // Современная Арктика: опыт изучения и проблемы. Якутск: СО РАН, Якут. фил., 2005.-с.7-33.
28. Цыганков П.А. Политическая социология международных отношений: Учебное пособие. М.: Радикс, 1994.
29. Arctic Policies and Strategies – Analysis, Synthesis, and Trends / Heininen L., Everett K., Padrtova B., Reissell A. // IIASA. 2020.
30. Buchanan E. The overhaul of Russian strategic planning for the Arctic Zone to 2035. Russian Studies Series 3/20. 19 May, 2020.
31. Klimenko E. The Geopolitics of a changing Arctic – SIPRI, 2021.
32. Klimenko E. Russia’s new Arctic policy document signals continuity rather than change / Stockholm International Peace Research Institute SIPRI, Signalistgatan 9. 20 April 2020.
33. Kluge J.; Paul M. Russia’s Arctic Strategy through 2035: Grand Plans and Pragmatic Constraints. SWP Comment 2020/C 57 / German Institute for International and Security Affairs (SWP), November 2020. – P. 1.
34. Sergunin A., Konyshev V. Russia in the Arctic. Hard or Soft Power? Stuttgart: ibidem-Verlag, 2016.
35. Ward J., Latola K., Vlasova D. Report on Scientific Cooperation the Arctic: Understanding the Bottlenecks in Cross-Border Research. 2019. – Nov 25. – 45 p.
Нормативно-правовые акты
36 Постановление Правительства РФ от 21.12.19. № 3120-р. Сайт Правительства РФ.URL: http://static.government.ru/media/files/itR86nOgy9xFEvUVAgmZ3XoeruY8Bf9u.pdf (дата обращения: 22.03.2022).
37. Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года. Указ Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. №164. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/f8ZpjhpAaQ0WB1zjywN04OgKiI1mAvaM.pdf
38 Военная доктрина РФ (Указ Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976)
39. О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. Указ Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. № 645. – http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001202010260033
40. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.03.2021 № 484 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации”» // Официальный Интернет-портал правовой информации. 02.04.2021. – http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202104020037
41. Распоряжение Правительства РФ от 15.04.2021 № 996-р «Об утверждении Единого плана мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года и Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». – https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/400560856/
Интернет-ресурсы
42. Пленарное заседание Международного арктического форума. 09.04.2019. Сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/60250 (дата обращения: 22.03.2022).
43. Трутнев: председательство в Арктическом совете закрепит за РФ статус лидирующей державы. 22.03.2022. – https://tass.ru/obschestvo/12590439
44. Арктическая политика России: международные аспекты. Доклад НИУ ВШЭ, Москва, 2021 https://we.hse.ru/data/2021/04/29/1378588954/Arkticheskaya_politika_Rossii-doklad_FIN_1.pdf (дата обращения: 22.03.2022).
На любых альтернативных межправительственных площадках, таких как международные конференции и форумы, российские представители должны по возможности активно представлять повестку дня по охране окружающей среды и развитию чистых технологий в Арктике. Например, ежегодно организуемый международный форум "Арктика: настоящее и будущее" в ближайшие годы должен стать площадкой для продвижения совместных российских и зарубежных разработок в области чистых технологий и снижения загрязнения, требующих инвестиций и политической поддержки для коммерциализации и внедрения.
Противодействие «перетеканию» вопросов военной безопасности в арктическую повестку
Одним из важнейших приоритетов России в Арктике, особенно в период ее председательства в Арктическом совете, является противодействие "перетеканию" военного и международно-политического противостояния США с Россией и Китаем на повестку дня Совета и Арктики в целом. Традиционные и нетрадиционные угрозы безопасности должны быть четко разграничены с точки зрения каналов противодействия. Арктический совет – это форум для обсуждения нетрадиционных, в основном климатических и экологических вызовов, которые требуют адаптивных мер и интенсивного сотрудничества, предотвращения катастроф и реагирования. Традиционные и стратегические угрозы безопасности должны быть вынесены на двусторонние треки, форматы Россия-НАТО и ОБСЕ. Смешивание повесток дня не приведет к смягчению традиционных угроз, а шансы на сотрудничество по нетрадиционным угрозам резко снизятся.