Смысло-жизненные ориентации студентов в контексте цифрового дискурса и интерпретация основных его понятий
Аннотация
Понимание смысло-жизненных ориентаций студентов в контексте цифрового дискурса и интерпретации студенческой молодежью цифровой реальности: кибербезопасности, цифровых технологий, электронное правительство, Big Data и др. позволит более эффективно внедрять технологии искусственного интеллекта (ИИ) в современную практику, а также даст обратную связь общества разработчикам систем ИИ о проблемных зонах взаимодействия человека с искусственным интеллектом. В работе проводился сравнительный анализ факторных структур, полученных при оценке студентами московских вузов в 2020-2021г.г. понятий цифрового дискурса методом семантического дифференциала. Были спланированы специальные условия исследования: список оцениваемых понятий из цифрового дискурса различался в первом и втором исследованиях, список шкал был идентичным. Это позволило предположить, что при одинаковом инструменте оценки (список шкал) можно сравнивать полученные факторы, применимые к оценке разных понятий из одной предметной области.
Ключевые слова
семантический дифференциал, цифровые понятия, факторный анализ, семантическое пространство, шкалы семантического дифференциала.
Библиография
1. Trust in Artificial Intelligence. A five country study. March 2021. KPMG.com.au
https://home.kpmg/content/dam/kpmg/au/pdf/2021/trust-in-ai-multiple-countries.pdf
2. Carrasco М., Mills S., Whybrew A.,Jura A. The Citizen’s Perspective on the Use of AI in Government. BCG Digital Government Benchmarking, MARCH 01, 2019 https://web-assets.bcg.com/img-src/BCG-The-Citizens-Perspective-on-the-Use-of-Artifical-Intelligence-Mar-2019_tcm9-215068.pdf
3.Williams R., Hae Won Park, Breazeal C. A is for Artificial Intelligence: The Impact of Artificial Intelligence Activities on Young Children's Perceptions of Robots // CHI '19: Proceedings of the 2019 CHI Conference on Human Factors in Computing SystemsMay 2019 Paper No.: 447Pages 1–11https://doi.org/10.1145/3290605.3300677
4. Hae Won Park, Rosenberg-Kima R.,Rosenberg M., Gordon G., Breazeal C. View Profile Growing Growth Mindset with a Social Robot Peer // HRI '17: Proceedings of the 2017 ACM/IEEE International Conference on Human-Robot InteractionMarch 2017 Pages 137–145https://doi.org/10.1145/2909824.3020213
5. Психосемантика. Метод семантического дифференциала: учебно-методическое пособие / О. В. Кожевникова, С. А. Вьюжанина ; М-во образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО "Удмуртский гос. ун-т", Ин-т педагогики, психологии и социальных технологий, Каф. общей психологии. - Ижевск: УдГУ, 2016. – 118.
6. Новиков А.Л., Новикова И.А. Этнические стереотипы в контексте межкультурной коммуникации: психологические и семантические аспекты // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. - 2019. - Т. 10. - №4. - C. 977-989. doi: 10.22363/2313-2299-2019-10-4-977-989
7. Степнова Л.А., Сафонова Т.Е., Костюк Ю.А. Изучение цифрового сознания студентов методом семантического дифференциала
Список понятий цифрового дискурса определялся с помощью метода контент-анализа содержания СМИ, статей, мнений из интернет источников. Поиск проводился в сети интернет через поисковые системы Google, Google Scholar и Яндекс по запросам «Цифровизация», «Цифровая трансформация», «Отношение к Искусственному Интеллекту в государственном секторе». Таким образом были получены 100 записей от разных источников, которые включали: ссылку на источник, даты опубликования информации в источнике, информацию о «названии» предложенной информации, источник информации, ключевые слова, выявленные на основе автоматического морфологического анализа текста статьи.
Выделение применимой к выявленному цифровому дискурсу факторной смысловой структуры проводилось с помощью метода семантического дифференциала [5.6] и статистического пакета SPSS.2016. В исследовании 2021 г. была использована совокупность

