Совершенствование нормативной базы экологической контрольно-надзорной деятельности

Скачать магистерскую диссертацию на тему: "Совершенствование нормативной базы экологической контрольно-надзорной деятельности". В которой проведен анализ законодательства и нормативной базы различных отраслей права, а также возможного совершенствования права в области контрольно-надзорной деятельности по соблюдению природоохранных норм и правил.
Author image
Denis
Тип
Магистерская диссертация
Дата загрузки
14.11.2025
Объем файла
161 Кб
Количество страниц
105
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы являются объектами, подлежащими охране как компоненты окружающей среды.
Главным рычагом регулирования природопользования является контрольно-надзорная деятельность, которая осуществляется в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации, и направлена на предупреждение, выявление, пресечение и ликвидацию последствий, вызванных несоблюдением требований природоохранного законодательства.
Действенные меры правового регулирования осуществления хозяйственной деятельности необходимы для сохранения уникальной природной экосистемы для нынешнего и будущих поколений, поско

Содержание

Введение 6

1 Анализ нормативно-законодательной базы в области контрольно-надзорной деятельности 7

1.1 Понятие и виды экологического контроля и надзора 7

1.1.1 Государственный экологический контроль (надзор) 7

1.1.2 Производственный экологический контроль 10

1.1.3 Общественный экологический контроль 10

1.2 Анализ законодательства и нормативной базы в области контрольно-надзорной деятельности 11

1.2.1 Анализ законодательства и нормативной базы в области контрольно-надзорной деятельности на федеральном уровне 17

1.2.2 Анализ законодательства и нормативной базы в области контрольно-надзорной деятельности на региональном и местном уровне 21

2 Сравнительный анализ требований российского законодательства к проведению контрольно-надзорной деятельности в части соблюдения природоохранных норм и правил 30

2.1 Сравнительный анализ требований законодательных и нормативных документов различных отраслей права (конституционное право; гражданское право; земельное право; налоговое право; административное право; уголовное право) в области контрольно-надзорной деятельности по соблюдению природоохранных норм и правил 34

2.1.1 Конституционное право в области охраны окружающей среды 34

2.1.2 Гражданское право в области охраны окружающей среды 36

2.1.3 Земельное право 38

2.1.4 Налоговое право в области охраны окружающей среды 45

2.1.5 Административное право в области охраны окружающей среды 48

2.1.6 Уголовное право в области охраны окружающей среды 51

2.2 Сравнительный анализ требований законодательных и нормативных документов в части административных процедур контрольно-надзорной деятельности 55

2.3 Анализ несоответствий при применении норм действующего законодательства в части экологической контрольно-надзорной деятельности.. 61

3 Разработка предложений по гармонизации законодательства в области экологической контрольно-надзорной деятельности 65

3.1. Принципы гармонизации законодательства 65

3.2.  Предложения по совершенствованию законодательной и нормативной базы 66

Заключение 71

Список использованных источников 73

Список использованных источников

1. Федеральный закон от 31 июля 2020 N 248-ФЗ, г. Москва, «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 31.07.2020 // «Собрание законодательства РФ», 03.08.2020, N 31 (часть I), ст. 5007 // «Российская газета», N 171, 05.08.2020;
2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ, г. Москва, «Об охране окружающей среды» // «Российская газета», N 6, 12.01.2002 // «Парламентская газета», N 9, 12.01.2002 // «Собрание законодательства РФ», 14.01.2002, N 2, ст. 133; 
3. Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 12 июля 2017 N 403, г. Москва «Об утверждении порядка организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды»;
4. «Конституция Российской Федерации» от 12 декабря 1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020;
5. Указ Президента Российской Федерации от 29 июня 1998 N 730 «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства» // «Российская газета», N 122, 01.07.1998 // «Собрание законодательства РФ», N 27, 06.07.1998, ст. 3148;
6. Федеральный закон от 08 августа 2001 N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» // «Российская газета», N 155-156, 11.08.2001 // «Собрание законодательства РФ», 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3436 // «Парламентская газета», N 152-153, 14.08.2001;
7. Указ Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 N 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах» // «Российская газета», N 148, 25.07.2003 // «Собрание законодательства РФ», 28.07.2003, N 30, ст. 3046; 
8. Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 N 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» // «Российская газета», N 105, 17.05.2008 // «Собрание законодательства РФ», 19.05.2008, N 20, ст. 2293;
9. Федеральный закон от 26 декабря 2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // «Российская газета», N 266, 30.12.2008 // «Собрание законодательства РФ», 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6249 // «Парламентская газета», N 90, 31.12.2008;
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 N 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 04.01.2021 // «Собрание законодательства РФ», 11.01.2021, N 2 (Часть II), ст. 447;
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 N 1096 «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)» (вместе с «Положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)») // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 02.07.2021 // «Собрание законодательства РФ», 12.07.2021, N 28 (часть I), ст. 5526;
12. Постановление Правительства Иркутской области от 29 октября 2021 N 802-пп «Об организации и осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Иркутской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Иркутской области» (вместе с «Положением о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) на территории Иркутской области») // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 29.10.2021 // Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области http://www.ogirk.ru, 02.11.2021 // «Областная», N 129, 19.11.2021 // Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области http://www.ogirk.ru, 19.11.2021;
13. Решение Думы г. Иркутска от 30 ноября 2021 N 007-20-033380/1 «Об утверждении Положения о муниципальном земельном 

Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ) содержит основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка, а также вводит в научный оборот определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.
Частью 2 статьи 9 установлены права каждого на частную собственность на землю и другие природные ресурсы [4].
А статьей 42 закреплены права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу [4].
Статья 42 Конституции РФ формулирует не только право каждого на благоприятную окружающую среду, но и раскрывает важнейшие правомочия граждан по реализации данного права, соответственно объектом конституционной охраны является окружающая