Использование художественной литературы на уроках истории
Введение
История и литература два тесно взаимосвязанных предмета, которые с древних времен являются надежными спутниками людей. Из литературы можно почерпнуть многие исторические сведения о быте того или иного времени разных стран, об исторических личностях, военных событиях и т.д. Читая литературу определенного периода времени, мы словно бы погружаемся в этот период. Также литература черпает из истории сюжеты. В истории мира бывало многое, многое же бывало и в мифах, созданных в периоды этой истории. И история способна вдохновить писателей на произведения.
Современный мир диктует обществу все более быстрый темп жизни. Человеку для того, чтобы реализовать себя в быстро меняющемся мире, необходимо обладать рядом умений: владеть иностранными языками, правильно строить свою речь, быстро ориентироваться и находить нужную информацию, излагать свои мысли правильно в письменной и устной форме, быть тактичными и уметь вести дискуссии, высказываться по той или иной проблеме.
Современная система образования делает акцент на развитии личности, способной применять имеющиеся у нее знания в реальной жизни.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы состоит в том, что в нынешнее время в сфере образования и науки активно разрабатываются всё новые и новые подходы к методике преподавания образовательной программы предмета истории в школах по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Чтобы образовательные и воспитательные цели были достигнуты, нужно обогащать предмет новым содержанием, тем самым привлекая большое внимание учащихся к объекту исторического исследования, к быту и нравам и его повседневной жизни прошлых исторических эпох. Применение произведений художественной литературы на уроках истории стало необходимым элементом в процессе обучения истории.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретические основы организации работы с художественной литературой на уроках истории…………………………………………………….
1.1. Условия и пути включения художественных произведений в урок истории..
1.2 Классификация художественной литературы…………………………………
1.3 Специфика межпредметной интеграции истории и литературы……………
1.4 Использование потенциала художественной литературы во внеклассной работе…………………………………………………………………………………..
1.5 Использование художественной литературы на уроке истории как способ формирования исторического мышления………………………………………….
Глава II. Применение результатов исследования в средних образовательных учреждениях на примере преподавания темы «Выступление декабристов» в курсе Отечественной истории (9 класс)…………………………………………….
2. 1 Методическое обоснование применения художественной литературы по теме «Выступление декабристов»………………………………………………………..
2.2 Технологическая карта ………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гуревич Я. Г. Опыт методики истории / Я. Г. Гуревич // Педагогический сборник. 1877. Кн. IV. С. 526-527.
2. Желтов В., В. Токин. Опыт методики элементарного курса Русской истории. М., 1913. 172 с.
3. Предтеченский А. В. Художественная литература как исторический источник// Вестник Ленинградского университета.1964. № 14. С. 76-85.
4. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1968. 254 с.
5. Вагин А.А. Художественная литература в преподавании новой истории (1640-1917): Хрестоматия для учителя / Сост. А. А. Вагин. М., 1966. 344 с.
6. Назарец А.И., Папенкова Т.Я. «История СССР в художественно-исторических образах». М., 1968. 344 с.
7. Предтеченская Л.М.Изучение художественной культуры в курсах новой и новейшей истории: из опыта работы: [пособие для 8-10 кл.] / Л. М. Предтеченская. М., 1978. 167 с.
8. Миронец И. И. Художественная литература как исторический источник: к историографии вопроса. 1976. № 1. С. 125-141
9. Озерский И.З. Руководство внеклассным чтением по истории: пособие для учителей / И. З. Озерский. М., 1979. 80 с.
10. Шестаков А.В. История СССР в художественно-исторических образах с древнейших времен до конца XVIII века. М., 1985. 240 с.
11. Шмидт С. О. Художественная литература и искусство как источник формирования исторических представлений // С. О. Шмидт. Путь историка. Избранные труды по источниковедению и историографии. М., 1997. С. 113–115.
12. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе. М., 2000. 239 с.
13. Паршаченко П. Художественная литература на уроках истории.//Преподавание истории в школе. 2001. №5-6. C.15.
14. Сенявская Е. С. Художественная литература как исторический источник // История: Еженедельное приложение к газете 1 сентября. 2001. № 44. С. 7-13.
15. Вяземский Е. Е. Теория и методика преподавания истории. М., 2003.384 с.
16. Шапарина, О. Н. Задания к отрывкам из художественных произведений как один из приемов формирования УУД школьников по истории / О. Н. Шапарина, А. О. Карасева // Преподавание истории в школе. 2019. № 1. С. 41- 47 .
17. Иоффе А.Н. Художественная литература в преподавании истории и обществознания// Преподавание истории в школе. 2016. №5. С. 3-13
18. Бычкова Л. В. Методические аспекты использования художественной литературы на уроках обществознания в V-VI классах для подготовки к ГИА // Преподавание истории в школе. 2016. № 5. С. 14 - 19.
19. Кулаченко М. В., Сорокина Л. В. Интегрированный урок литературы и истории как один из способов формирования межпредметных связей // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. 2015. С. 99-101. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9300/ (дата обращения: 04.02.2020).
20. Шоган В. В. Методика преподавания истории в школе: учебное пособие для вузов. – URL: https://urait.ru/bcode/456197 (дата обращения: 04.04.2020).
21. 1 Долгина Т. Г. Современный урок истории как основная форма реализации требований ФГОС // Молодой ученый. 2015. №13.С. 627-629. – URL https://moluch.ru/archive/93/20695/ (дата обращения: 26.12.2019).
22. Артамонов. М. А.Приемы мотивации на уроках истории. // Преподавание истории в школе. 2019. №8. С. 42-45.
23. Вагин. А.А. Художественная литература в преподавании новой истории. (1640-1917): Хрестоматия. Пособие для учителей / А. А. Вагин. М., 1966. С.4
24. Гугнина. О.В. К вопросу о формировании универсальных учебных действий на уроке истории. // Преподавание истории в школе. 2019. №4. С. 55.
25. О.Н.Шапарина, А.О.Карасева. Задания к отрывкам из художественной произведений как один из приемов формирования УУД школьников по истории // Преподавание истории в школе. 2019. №1. С. 41
26. Студеникин, М. Т. Методика преподавания истории в школе /М. Т. Студеникин. М., 2000. C.146
27. Куприянова Д. В. Формирование исторического мышления на уроках истории // Молодой ученый. 2016. №27. С. 689-690. – URL https://moluch.ru/archive/131/36563/ (дата обращения: 06.01.2020).
28. Шоган В. В. Методика преподавания истории в школе: учебное пособие для вузов. – URL: https://urait.ru/bcode/456197 (дата обращения: 04.04.2020).
29. Дышлюк И.С. Смысловое развитие учащихся средствами межпредметной интеграции // Российский психологический журнал. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smyslovoe- razvitie-uchaschihsya-sredstvami-mezhpredmetnoy-integratsii (дата обращения: 04.05.2020).
30. Осипова Т.Г. Уроки истории-уроки жизни: постановка и решение воспитательных задач урока // Преподавание истории в школе. 2016. №6. С. 5
31. Глинская Е.А., Титова С.В. Межпредметные связи в обучении. Тула., 2007. С. 20
32. Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения. Л., 1989. С. 94
33. Мартемьянова Е. В. Практика проведения интегрированных уроков. Общие принципы и подходы к их подготовке и организации. Краснодар, 2018. С.5-9. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13705/ (дата обращения: 25.04.2020).
34. Браже Т. Г. Интеграция предметов в современной школе / Т.Г. Браже // Литература в школе. 2011. № 5. С. 150-154.
35. Зверев И. Д. Межпредметные связи в современной школе. М., 2010. С. 56
36. Попова И.Н.Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // Народное образование. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-vneurochnoy-deyatelnosti- v-usloviyah-realizatsii-fgos (дата обращения: 12.05.2020).
37. Стрелова О.Ю. История после звонка. Внеклассная работа по истории в школе: методическое пособие: / О.Ю. Стрелова, Е.Е. Вяземский. М., 2016. С. 14
38. Харьковская Н.И. Предметная неделя истории в школе: конкурсы, викторины, олимпиады. М., 2007. С. 7-8.
39. Стрелова О.Ю. История после звонка. Внеклассная работа по истории в школе: методическое пособие: / О.Ю. Стрелова, Е.Е. Вяземский. М., 2016. С. 16
40. Соловьева Ю.А. Самостоятельная работа учащихся. СПб.,2009. С. 178
41. Радугина А. Л. Психология и педагогика: учеб. пос. для вузов. М., 2002. С. 81
42. Куприянова Д. В. Формирование исторического мышления на уроках истории // Молодой ученый. 2016. №27. С. 689-690. – URL https://moluch.ru/archive/131/36563/ (дата обращения: 23.12.2019).
43. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. – М., 1949. Т. 6. С. 265-266.
44. Вагин А.А. Методика обучения истории в школе. М., 1972. С. 336-337.
45. Шестаков А.В. История СССР в художественно-исторических образах с древнейших времен до конца XVIII века. М.,1985. С.7
46. Назарец А.И., Папенкова Т.Я. «История СССР в художественно-исторических образах». М., 1968. С.30
Интегрированные уроки организуются двумя или более учителями разных учебных предметов. Перед проведением таких уроков необходимо тщательно продумать методику их проведения.
Для успешного проведения интегрированного урока необходимо:
1) заранее с учителем другой дисциплины определить объем материала, раскрываемого на уроке и последовательность его изучения;
2) важно отметить логику изучения материала по каждому предмету. Учителям необходимо познакомиться с календарно-тематическим планированием по всем дисциплинам, посмотреть, когда изучается интересующая тема и какие аспекты в ней раскрываются. В этой связи целесообразнее проводить интегрированные уроки после того, как обучающиеся усвоили раздел курса или в конце учебного года.
3) важной составляющей является участие каждого из учителей на уроке. В зависимости от темы урока, материала выбирается ведущий учитель, однако несмотря на это, доля участия должна быть равной.
Важным компонентом занятия является оценка деятельности обучающегося. Есть несколько особенностей, которые учителя должны учесть при выставлении оценок. В случае активности ученика на протяжении всего урока и демонстрации знаний по всем предметам, ему должна выставляться оценка по каждой дисциплине; если ученик давал правильные ответы только по одному предмету, то оценка ставится по одной дисциплине. Как было отмечено выше, были изменены цели школьного образования. В центре внимания –ученик, который должен овладеть необходимыми знаниями и умениями, чтобы продолжить образование за стенами школы