Основные тенденции развития законодательства об уголовной ответственности за дезорганизацию деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы
Введение
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы уголовной ответственности за дезорганизацию деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества. Автором проводится анализ действующего законодательства, а также достижения теории уголовного права, на основании которых выявляется ряд проблемных вопросов, возникающих в процессе квалификации деяний, предусмотренных в текущей редакции ст. 321 УК РФ, на основании которых предлагаются варианты для совершенствования субъективных и объективных признаков данного состава преступления. Также автором рассматриваются аналогичные состав преступления предусмотренный законодательством государств — участников СНГ, на основании которого также предлагается внесение изменений в действующее законодательство, в частности дополнения квалифицирующих признаков состава преступления.
список
1. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 года № 63-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
2. Дезорганизация. URL: https://gufo.me/dict/ozhegov/дезорганизация. (дата обращения: 20.01.2023).
3. Федеральный закон от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Российская газета. 2018. № 160.
4. Модельный уголовный кодекс для государств - участников Содружества Независимых Государств. Рекомендательный законодательный акт от 27.11.2015. URL: http://iacis.ru/. (дата обращения: 23.01.2023).
5. Официальный сайт ФСИН России https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika HYPERLINK \h . (дата обращения: 20.01.2023).
6. Мещеряков, П. А. Вопросы совершенствования уголовно-правовых норм по противодействию дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества / П. А. Мещеряков // Вестник Пермского института ФСИН России. 2020. № 2(37). С. 49-52.
7. Панкова, О. В. Правосудие в современной России: понятие и признаки / О. В. Панкова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2018. Т. 22. № 4. С. 527-546.
8. Дуюнов В.К., Кондратюк С.В. О дифференциации ответственности в российском праве и в уголовном законодательстве: понятие, природа, статус и значение // Вопросы российского и международного права. 2019. Т. 9. № 11-1. С. 203.
9. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 года № 1-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 2. Ст. 198.
В первую очередь следует определиться с определением данного термина, отметим, что законодатель не приводит определения данного термина, однако изучение действий, описанных в ст. 321 Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ) [1] позволяет прийти к выводам о том, что законодатель использует данный термин в контексте применения насилия либо угрозе применения насилия в отношении осужденного или сотрудников уголовно-исполнительной системы. Обратимся к толковому словарю русского языка С.И. Ожегова согласно которому термин «дезорганизация» понимается как нарушение порядка, дисциплины, организованности [2]. Расхождение в подходах к определению данного термина вызывает определенного рода диссонанс и определенное недопонимание к позиции законодателя относительно определения термина «дезорганизация», в связи с чем, на наш взгляд, необходимо законодательное закрепление данного понятия, например в приложении к ст. 321 УК РФ.Предлагается под дезорганизацией деятельности учреждений УИС в УК РФ понимать действия, направленные на нарушение законности и правопорядка, установленного на территории учреждения уголовно-исполнительной системы, совершаемые осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми в совершении преступлений путем применения или угроз применения насилия в отношении других осужденных с целью воспрепятствовать исправлению осужденного или из мести за оказанное им содействие администрации учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, а также применения или угрозы применения насилия в отношении персонала учреждений.

