Научно-теоретические аспекты проблемы формирования навыков пространственной ориентировки у младших школьников с умственной отсталостью
Введение
АННОТАЦИЯ: Статья посвящена проблеме формирования навыков пространственной ориентировки у младших школьников с умственной отсталостью. В статье проанализировано понятие «пространственная ориентировки», раскрыты онтогенез пространственной ориентировки у детей. Выделены особенности психофизического развития детей с умственной отсталостью, обусловливающие специфику формирования навыков пространственной ориентировки у детей данной категории. Сделаны выводы об особенностях становления и развития навыков пространственной ориентировки у детей с умственной ориентировки.
Список использованных источников
1. Аббасов, М. Г. Состояние некоторых навыков пространственной ориентировки у младших умственно отсталых школьников / М. Г. Аббасов. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2017. – №1. – С. 38–42.
2. Азатян, Т. Ю. Своеобразие пространственной ориентировки и подходы по ее формированию у детей с отставанием в умственном развитии / Т. Ю. Азатян – Текст : непосредственный // Научная мысль. – 2018. – Т. 6. – № 4 (30). – С. 152– 155.
3. Гаврилушкина, О. П. Особенности формирования изобретательной деятельности умственно отсталых детей дошкольного возраста: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Гаврилушкина Ольга Петровна ; Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, – Москва, 2006. – 18 с. – Текст : непосредственный.
4. Ибаньес, Р. Т. Р. Формирование пространственной ориентировки у умственно отсталых дошкольников : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ибаньес Релус Тереса Ракель ; Московский педагогический университет, – Москва, 1991. – 15 с. – Текст : непосредственный.
5. Литвак. А. Г. Психология слепых и слабовидящих : учебное пособие / А. Г. Литвак. – Санкт-Петербург : КАРО, 2006. – 336 с. – ISBN 5-89815-675-5. – Текст: непосредственный.
6. Люблинская, А. А. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста : учебное пособие / А. А. Люблинская. – Москва : Известия АПИ РСФСР, 2006. – 223 с. – Текст : непосредственный.
7. Мусейибова, Т. А. Генезис отражения пространства и пространственной ориентировки у детей с дошкольного возраста / Т. А. Мусейибова. – Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание. – 1970. – № 3. – С. 36–41.
8. Сверлов, В. С. Пространственная ориентировка слепых : учебное пособие / В. С. Сверлов. – Москва : Учпедгиз, 1951. – 150 с. – URL: https://pedlib.ru/Books/4/0126/index.shtml?from_page=2. (дата обращения 24.12.2021). – Текст : электронный.
А. А. Люблинская, при изучении возрастных особенностей восприятия пространства, выделила три категории усваиваемых ребенком знаний о пространстве: удаленность предмета и его местоположения; определение направлений; отражение пространственных отношений.Данные категории автором характеризуются как процесс активного взаимодействия ребенка с окружающей действительностью.Как отмечается в исследованиях Л. И. Солнцевой и Е. Н. Подколзиной, ориентировка в пространстве не может рассматриваться ограниченно. Следует учитывать всю сложность и объём данного понятия. При этом авторы предлагают различать малое и большое пространство как сферы и области работы.При работе в ограниченном (малом) пространстве человек учится использовать ряд навыков: изучение собственного тела, его частей, а также различение положений тела, его поз и выражений. Ребенок на данном этапе учится определять пространственное положение, сравнивать, выявлять сходства и различия; знание плоскости стола, а также положения предметов относительно неё (с помощью предлогов пространства и действия – над, под, в, на, около); изучение расположения предметов относительно собственного тела; ориентирование в пространстве комнаты, описание расположения предметов и объектов в ней; первичные навыки работы с бумагой и описания ее пространственных частей: верх, низ, право, лево, середина и пр.

