Совершенствование иноязычных грамматических навыков в старшей школе
Введение
В статье аргументируется значимость овладения школьниками грамматической стороной речи при достижении ими главной цели обучения иностранному языку - коммуникативной компетенции. Формирование грамматических навыков является одним из важнейших компонентов процесса обучения иностранному языку. Грамматические правила дают обучающимся возможность понимать и знать структуру построения моделей предложений. Обучение грамматике должно охватывать языковые структуры и их практическое применение.
Список использованной литературы
Андронникова, О. О. Психолого-педагогическая поддержка межлич-ностного взаимодействия подростков, направленная на преодоление психологи-ческих барьеров в общении [Электронный ресурс] / О. О. Андронникова // Об-разоват. вестн. «Сознание». – Новосибирск, 2022. – С. 63–67. – Режим доступа: https://clck.ru/32hdpD. (Дата обращения: 20.02.22).
Копрева, Л. Г. Проблема формирования грамматических навыков ан-глийского языка [Электронный ресурс] / Л. Г. Копрева // Общество : социология, психология, педагогика. – Краснодар, 2011. – С. 149–152. – Режим доступа: https://clck.ru/32heEi. (Дата обращения: 20.02.23).
Кудрина, С. А. Обучение грамматике английского языка с применением интерактивных методик [Электронный ресурс] / С. А. Кудрина, В. О. Перминов, Е. В. Юдина // Norwegian Journal of development of the International Science. – СПб., 2021. – С. 58–60. – Режим доступа: https://clck.ru/32heVJ. (Дата обраще-ния: 20.02.23).
Овчинникова, Н. И. Современные тенденции в обучении грамматиче-ской стороне иноязычной речи [Электронный ресурс] / Н. И. Овчинникова // Лингвистика и межкультурная коммуникация : вестн. Воронеж. гос. ун-та. – Во-ронеж, 2012. – С. 194–197. – Режим доступа: https://clck.ru/32i2D7. (Дата обра-щения: 20.02.23).
Пахомова, Н. Ю. Учет психологических особенностей старшего школьного воз-раста как способ повышения мотивации к изучению английского языка [Элек-тронный ресурс] / Н. Ю. Пахомова // Концепт. – Кандалакша, 2016. – С. 1–5. – Режим доступа: https://clck.ru/32i2Mx. (Дата обращения: 20.02.23).
Соловова Е.Н. Методика обучения иностранному языку [Текст]/ Е.Н. Соловова – М.: Просвещение, 2002. – 241 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [утв. Приказом № 413 от 17.05.2012 г. ; ред. от 11.12.2020 г. ] / Мин-во просвещения РФ. – М., 2020. – 54 с. Режим доступа: https://fgos.ru. (Дата обращения: 20.02.23).
Данный метод направлен на речевую отработку грамматических структур и повышение мотивации учащихся, но он требует большей подготовки со стороны учителя и занимает большее количество времени на закрепление грамматических образцов [6, c. 112]. Эксплицитный подход или теоретико-практический представляет собой объяснение грамматических явлений [3, c. 59]. Он обеспечивает пооперационную отработку грамматического явления от правила до выполнения упражнений. Эксплицитный подход подразделяется на индуктивный и дедуктивный методы. Индуктивный метод направлен на самостоятельную познавательную деятельность учащихся. Например, учащимся дается текст, содержащий новую для них грамматическую структуру, они должны сами догадаться о закономерности употребления грамматического явления и вывести правило [4, c. 195]. Индуктивный метод обеспечивает реализацию проблемного обучения, развивает языковую догадку и способствует лучшему запоминанию изучаемых грамматических единиц, но не все грамматические явления можно объяснить индуктивно и это может занимать много времени [6, c. 114]. При дедуктивном методе сначала происходит знакомство с правилом, а уже потом отработка его на практике. Данный метод осуществляет реализацию принципов научности и сознательности, может быть использован при самостоятельной работе учащихся, и он обеспечивает качественную отработку грамматического навыка [6, c. 114].

