Психологические подходы к изучению профессионального здоровья
Особую актуальность проблема профессионального здоровья приобретает в рамках психологических исследований, это связано с тем, что конструкт здоровья в целом всё четче вписывается в систему ценностей личности, здоровью отводится особая роль и оно приобретает большую значимость в связи с тем, что оптимальные его критерии и показатели помогают личности оставаться успешной и продуктивной во многих сферах жизнедеятельности, в том числе профессиональной, повышают качество жизни человека, обеспечивают его физическое и психологическое благополучие.
Содержание не найдено
Список литературы
Ананьева, Е. О. Актуальные психологические проблемы эмоционального выгорания у сотрудников уголовно-исполнительной системы и современные пути их решения / Е. О. Ананьева, П. В. Ивлиев // Прикладная юридическая психология. – 2021. – №2(55). – С. 126–133. – DOI : 10.33463/2072-8336.2021.2(55).126-133.
Березовская Р.А. Психология профессионального здоровья за рубежом: современное состояние и перспективы развития // Психологические исследования. 2012. Т. 5, Nо 26. С. 12. URL:http://psystudy.ru (дата обращения: 21.03.2022).
Березовская Р.А., Кириллова А.А. Становление психологии профессионального здоровья в России //Психологический журнал. – 2012. - 1-2(31-32). – С. 18-23
Кабанова, Т. Н. Стаж профессиональной деятельности как фактор, детерминирующий различия в восприятии стресса у сотрудников следственных органов / Т. Н. Кабанова, А. А. Дубинский М. С. Московская // Прикладная юридическая психология. – 2019. – № 1(46). – С. 59–68. – DOI : 10.33463/2072- 8336.2019.1(46).059-068
Лапшин, В. Е. Профессиональная деформация сотрудников органов внутренних дел с различным стажем работы на примере инспектора по делам несовершеннолетних / В. Е. Лапшин, Н. В. Шаманин // Прикладная юридическая психология. – 2020. –№ 3(52). – С. 76–84. – DOI : 10.33463/2072- 8336.2020.3(52).076-084
6. Митина, Л. М. Профессиональное здоровье педагога: учебное пособие для вузов / Л. М. Митина, Г. В. Митин, О. А. Анисимова. — 2-е изд., доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 379 с.
7. Никифоров Г. С. Психология здоровья. — СПб., 2002. – 607 с.
8.Печеркина А.А. Профессиональное здоровье учителя в условиях инновационных преобразований: определение и структура //Педагогическое образование в России. 2011. № 5. С. 13-17
9. Уланова Н.Н.Психология профессионального здоровья врача – новое направление психологических исследований [Электронный ресурс] /Н.Н. Уланова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2016. № 1 (12). Режим дост
Анализируя подходы к изучению факторов, влияющих на профессиональное здоровье, можно рассмотреть трёхкомпонентную модель профессионального здоровья, которая представлена следующими группами факторов.
Группа факторов «А» - индивидуально-психологические. Они связанны со специфическими личностными индивидуально-психологическими характеристиками специалиста, которые проявляются в процессе выполнения профессиональной деятельности. К ним можно отнести способность совладания со стрессовым ситуациям, предпочитаемые стратегии преодоления кризисных ситуаций, эмоциональную устойчивость специалиста, особенности ценностно-смысловой сферы личности, учитывая ценностную значимость здоровья; соотношение различных типов мотивов в сфере профессиональной деятельности, проявление экстернального или интернального локуса контроля, который может стать определяющим аспектом в приняти