Конституционно – правовое регулирование института права на убежище в Российской Федерации
Введение
Нарушение прав и свобод человека является причиной вынужденной миграции, которая с середины 20 века приобрела глобальный характер. В системе механизмов защиты прав человека основным инструментом, так называемой экстренной защиты, является институт права убежища, известный с древних времён и сохраняющий свою высокую значимость в настоящее время.Актуальность темы бакалаврской работы обуславливается тем, что в современных реалиях проблема конституционно-правового регулирования права на убежище имеет особую важность. Последние события негативного характера, происходящие в мире, в том числе в Российской Федерации, (экономическая и политическая нестабильность, вооруженные конфликты), обуславливают значительное увеличение числа лиц, ищущих убежище.
Содержание
Введение…………….…………………………………………………………..……3
Глава 1 Правовая природа института права убежища в международном и конституционном праве Российской Федерации………………………………….6
1.1 Понятие права убежища, его формы и содержание……………...……………6
1.2 История становления и развития института права убежища в России…..…13
Глава 2 Особенности конституционно-правового регулирования права убежища в Российской Федерации………..…………………………………………………20
2.1 Система законодательства Российской Федерации в сфере убежища и статуса беженцев……………………………...……………………………………20
2.2 Специфика предоставления временного и политического убежища в Российской Федерации…………………………………………………………….28
Глава 3 Актуальные проблемы института права убежища в современных российских реалиях и пути их решения…………………………………………..39
3.1 Конституционно-правовые проблемы реализации права убежища в России…………………………………………………………………….……….39
3.2 Пути совершенствования национального законодательства по решению вопросов о предоставлении убежища в Российской Федерации………..………45
Заключение………………………………………………………………………….51
Библиографический список………………………………………………………..54
Приложение № 1 Число лиц, имеющих статус беженца или временное убежище (статистика за 2021-2022 гг.)………………………………………………...…….60
список
Нормативно – правовые акты
Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 24.03.2023).
Декларация о территориальном убежище (Принята 14.12.1967 Резолюцией 2312 (XXII) Генеральной Ассамблеей ООН) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 24.03.2023).
Конвенция о статусе беженцев. Принята 28.07.1951 г. Конференцией полномочных представителей по вопросу о статусе беженцев и апатридов, созванной в соответствии с резолюцией 429 (V) Генеральной Ассамблеи от 14.12.1950 г. [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 27.03.2023).
Протокол, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967 г. // Бюллетень международных договоров. – 2019. – № 9. – С. 28 – 31.
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2020. – № 4. – Ст. 445.
Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1 (ред. от 14.07.2022) «О беженцах» // Собрание законодательства РФ. – 2022. – № 6. – Ст. 636.
Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Собрание законодательства РФ. – 2022. – № 10. – Ст. 733.
Федеральный закон от 25.07.1998 № 128-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2022. – № 3. – Ст. 251.
Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2022. – № 10. – Ст. 359.
Право убежища является одним из общепризнанных правовых институтов, который нашёл своё отражение, как в международном праве, так и в конституционном праве Российской Федерации. Современное законодательство многих государств содержит нормы, регулирующие основания и порядок предоставления убежища, полномочия государственных органов в этой сфере, а также требования, предъявляемые к лицам, ищущим убежища. При этом стоит подчеркнуть, что в Конституциях, ровно как в нормативных правовых актах отраслевого законодательства, как правило, не содержится определения «убежище», что в значительной степени влияет не только на точное понимание содержания данного правового института, но и на правоприменительную практику в области предоставления убежища.Подобного рода ситуация наблюдается и в научной литературе. В подавляющем большинстве, при рассмотрении сущности и содержания рассматриваемого правового института большинство авторов уделяют внимание, анализу конкретных форм убежища, не раскрывая при этом суть самого понятия. Стоит отменить тот факт, что право убежища впервые получило своё нормативно-правовое закрепление более двухсот лет назад, в России более девяносто лет, но до настоящего времени оно практически не разработано, существуют различные подходы к толкованию понятия права убежища и определению его содержания.

