Теоретический обзор по проблеме эмоционального интеллекта людей среднего возраста
Введение
В современном мире, в условиях повышения социальной напряженности и избытка информации, распространённой среди населения проблемой является тема эмоционального интеллекта (ЭИ). Неблагополучное состояние эмоциональной сферы, наличие алекситимии, отсутствие навыков справляться с неприятными эмоциями адекватно, экологично выражать эмоций, крайне негативно отражаются на жизни многих людей, вплоть до психосоматических и соматических реакций и последствий.
Список литературы
Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. — СПб.: БХВ-Петербург, 2012. — 288 с
О.В. Белоконь. Эмоциональный интеллект и феномен лидерства: эксперимент «Строим вместе». Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2008. Т. 5, № 3. С. 137–144
Тайлакер Й. Б., Визингер У. Тренировка IQ: Ваш путь к успеху. – М.: Издательство “АСТ”, Издательство “Астрель”, 2004. – 174 с.
Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова - М.: Изд-во Института психологии РАН, 2004. - С. 29-36.
Ильин, Е.П. Динамика характеристик эмоциональной сферы и агрессивности на протяжении периода от юности до старости / Е.П. Ильин, А.Н. Липина // Вестник практической психологии образования. – 2007. – № 4 (13). – С. 42–46.
Манойлова М.А. Эмоциональный интеллект будущего педагога: акмеологическая диагностика и методы развития. (Учебно-методическое пособие). - Москва: «POLEOGRAFF PRESS», 2008. – 128 с. ISBN 5-89526-019-5
Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Д. Гоулман. - М.: Изд-во АСТ, 2009. - 480 с.
Чеботарь А.И. Эмоциональный интеллект как основа успешности жизнедеятельности человека // Вісник Дніпропетров. ун-ту. Педагогіка і психологія. 1999. Вип. 4. С. 129–134.
Робертс, Р.Д. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике / Р.Д. Робертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер, Д.В. Люсин // Психология: Журнал Высшей Школы Экономики. – 2004. – Т. 1. – № 4. – С. 3–24.
Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. – М.: “КСП+”, 2003. – 272 с.
Штайнер, К. Эмоциональная грамотность: интеллект с сердцем. Руководство по улучшению личных и профессиональных отношений / К. Штайнер. – Киев: ТОВ «НВП «Интерсервис», 2016. – 480с.
В отличие от более исследованного общего интеллекта, качества, имеющие связь с эмоциональной сферой психики, были гораздо меньше исследованы, что послужило причиной их исследования с начала ХХ века. Ведущие психологи исследователи интеллекта: Э. Торндайк, Ч. Спирмен, Д. Векслер, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк, а также другие, заявляли, что различия между людьми обусловлены умением понимать и управлять другими, руководствоваться разумом в межличностных отношениях [8].Термин «эмоциональный интеллект» был введён психологами Питером Сэловеем (Peter Salovey) и Джоном Майером (Mayer John D.). Они были психологами исследователями, постепенно приближающимися к количественной оценке эмоционального интеллекта [11].Как в отечественной, так и в зарубежной психологии существует множество моделей ЭИ, а также методик его исследования. Данные модели можно разделить на две группы: смешанные, и модель способностей. Модель способностей, авторами которой являются Д. Майер, Д. Карузо и П. Сэловей, была разработана одной из первых в 1990 году.

