Средовый подход в научно-педагогических исследованиях

В реферате проводится изучение истории формирования и развития средового подхода в отечественной и зарубежной педагогике, выделение наиболее общих основных положений средового подхода на основе изучения современных научно-педагогических исследований.
Author image
Egor
Тип
Реферат
Дата загрузки
13.07.2022
Объем файла
54 Кб
Количество страниц
15
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
360 руб.
450 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Подходом принято называть определенную точку зрения, позицию, идею, обуславливающую исследование, организацию того или иного явления, процесса.  Методологический подход в педагогических исследованиях задает направление изучения предмета исследования, принципы и исходную позицию исследователя.
В современной педагогической науке представлены разнообразные методологические подходы к исследованию процессов обучения, развития и формирования личности. Одним из них является средовой подход, являющийся объектом данного исследования. В настоящее время средовой подход относится к базовым методологическим подходам наряду с системным, деятельностным, культурологическим, компетентностном, личностно-ориентированным и др.
Актуальность средового подхода для отечественной педагогики обусловлена технологическим, коммуникационным и информационным развитием современного общества, возрастающим влиянием постоянно изменяющейся среды на образовательный, воспитательный процесс и результат об

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1.  История и развитие средового подхода в отечественной и зарубежной педагогике

Глава 2.   Реализация средового подхода в современных научно-педагогических исследованиях

Заключение

Список литературы

Список литературы
Мануйлов Ю.С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании // Вестник Университета Российской академии образования. 2003. № 1. С. 36-68.
Мануйлов Ю.С. О стихии, стихийности в образовании // Aima Mater. 2004. № 10. С. 11-14.
Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании // Педагогика. 2000. № 7. с. 37. С. 36-41.
Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании: диссертация д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 1997. 193 с
Методологические подходы к исследованию проблем в области профессиональной педагогики : коллективная монография / Т.И. Руднева [и др.]. - Самара : Изд-во «Самарский университет»
Педагогика среды: сборник учебно-методических материалов для направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование. Составитель: Климова Т.В. – Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2017.
Экологический подход к зрительному восприятию / Дж. Гибсон; Пер. с англ. Т. М. Сокольской; Общ. ред. и вступ. ст. [с. 5-20] А. Д. Логвиненко. - М. : Прогресс, 1988. – 461 С
Юсупов В.З., Горбунова Е.И. Исследование вариативности образовательной среды дошкольной образовательной организации / Дошкольное образование. 2017. № 6. С. 4-10.
Ясвин В.А. Образовательная среда : от моделирования к проектированию. 2-е изд. испр. и доп. М.: Смысл, 2001. 365 с. с.13
Ясвин. В.А. Инструментальная экспертиза в процессе педагогического проектирования школьной среды : автореферат диссертации доктора педагогических наук : 13.00.01 / Ясвин Витольд Альбертович; [ Московский городской педагогический университет]. - Москва, 2020. - 45 с.

Основным противоречием средового подхода автор называет противоречие между тенденцией использования возможностей среды и отсутствием руководств и рекомендаций по их использованию.
В предложенной Ю.С. Мануйловым концепции средового подхода разработан ряд ключевых понятий, в том числе понятий: «среда», «ниши», «стихии», «средообразовательные действия» и «образ жизни».
В соответствии с определением Ю.С. Мануйлова, «н и ш а – это более или менее однородная в питательном отношении часть среды, представляющая собой пространство возможностей. Другими словами, это все то, куда можно войти, где можно пребывать и с помощью чего отправлять свои индивидуальные потребности. Это – прибежище одних стихий и убежище от других или же это ристалище различных стихий. Возможности ниш – это объективные возможности среды, сулящие ее обитателям благо или вред, огорчение или радость. Возможности замечаются или игнорируются, но от этого они не перестают ими оставаться и не утрачивают своего знач

Похожие работы