Толерантность и профилактика расизма и ксенофобии. Социальное проектирование в области межкультурного взаимодействия.
ВВЕДЕНИЕ
Ксенофобия - это страх или ненависть к чему-либо или кому-либо чужому, незнакомому, непривычному, восприятие чужого как враждебного. Ксенофобия может стать причиной национальной или религиозной вражды, вызвать неприязнь к определенным социальным группам.В ходе глобализации унифицирующими многие стороны жизни, все большую ценность для человечества приобретают культурные и индивидуальные особенности. В современном мире человек точно так же, как и тысячи лет назад, продолжает упорно проводить видимые и невидимые границы, отделяя себя от чужих миров и людей и таким образом справляясь с порождаемыми ими страхами.Довольно часто в отношении ко всему чужому, незнакомому начинает доминировать страх. Ведь исторически так сложилось, что люди всегда опасались непонятного и непознанного. Поэтому «чуждых» обычно сторонятся, отвергают, их считают виновниками проблем и бедствий, нередко принимают за врагов и ненавидят.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Закономерности возникновения и развития ксенофобии
Преодоление Ксенофобии
Идеалогия толерантности.
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Г.У. Солдатова, А.В. Макарчук. Может ли другой стать другом? Тренинг по профилактике ксенофобии. М.: Генезис, 2006.
Муравьев А. Ксенофобия: от инстинкта к идее. // Отечественные записки. - 2004 г. - №4.
. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонения. - М., 2009.
. Когнитивные модели и социальные институты // Сергеев В.М. Доклады международной конференции Диалог, стр.1 - 4, 2007.
. Бызов Л.Г. (2007) Ждет ли Россию всплеск русского нацизма? // Мониторинг общественного мнения № 4, 2007.
. Власть и культура толерантности в Свердловской области. Колл. Монография. - Екатеринбург, 2007.
. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. М., 2008.
Считается, что в основе ксенофобии лежит триада - гнев, отвращение, презрение. Эти эмоции образуют несложный поведенческий комплекс, обусловленный, вообще говоря, личностным и коллективным уровнем тревожности и агрессии. Чем более высока тревожность, тем более подсознание пытается вылезти из ловушки за счет вытеснения причины беспокойства. На коллективном уровне тревога выливается в «поиск виноватых». Взяв такой психологический аспект, надо понимать ксенофобию именно как фобию, то есть страх, растормаживающий подсознательные реакции, страх иррациональный и оттого не имеющий обоснования и направления. Поиск торможения, способа нейтрализовать страх, ведет к ненаправленной агрессии. Тогда возникает психологическая основа инстинктивной ксенофобии. На нее могут накладываться исторически обусловленные формы этнического антагонизма, которые могут проявляться совсем не в форме фобии, а скорее вспышками неприязни, спорами и мифологизированием истории взаимоотношений. Таковы, например, грузино-армянская, тюрко-арабская, еврейско-арабская неприязнь, как правило, взаимного характера [4].Существуют некоторые общие закономерности зарождения и развития ксенофобии. Основной принцип заключается в том, что ксенофобию невозможно внушить людям без ряда аргументированных причин. Для возникновения ксенофобской идеологии, чреватой кровопролитием, необходима систематизация социальных фобий или рефлексов. Необходимо различать два довольно разных явления. Это инстинктивная ксенофобия и ксенофобия-идея - неосознанный социальный рефлекс и идеология этнической вражды.

