Проблема безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних в Советском обществе в 1920-е годы
ВВЕДЕНИЕ
В Федеральном законе от 29 июня 2015 г. № 179-ФЗ даются следующие определения данных явлений: беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания; безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц. При этом не имеет значения, в силу каких обстоятельств этот надзор отсутствует. В любом случае речь идет о поведении лиц, обязанных осуществлять надзор за ребенком (семья, опекуны, социальные работники). Беспризорность – это уже характеристика положения несовершеннолетнего в семье и обществе, его социальный статус. Одним из обстоятельств, способствующих приобретению такого статуса, является безнадзорность, то есть отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей либо заменяющих их лиц.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Понятие и основные характеристики беспризорности в 1920-е годы
1 Понятие беспризорности и ее сущность в 1920-е годы
2 Причины детской беспризорности и ее масштабы в пределах Советского государства в 1920-е гг. Государственная политика в борьбе с беспризорностью.
Глава 2. Система функционирования детских домов
1 Детские учреждения интернатного типа как основное средство преодоления беспризорности
2. Зарождение и начало развития советской педагогики 1920-х годов. Роль первых советских педагогических кадров в борьбе с беспризорностью
3. Борьба с детской беспризорностью по методу Дзержинского Ф.Э.
4. Принципы работы Макаренко А.С. в борьбе с беспризорностью.
Глава 3. Использования опыта борьбы и профилактики с беспризорностью 20-30-х гг. ХХ в. в современных условиях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список источников и литературы
Приложение I.
Список источников и литературы
Письмо Минобразования РФ от 29.03.2002 № 483/28 - 5 «Об организации работы по передаче детей на воспитание в семьи, организации работы по осуществлению опеки (попечительства) над детьми»/https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrazovanija-rf-ot-29032002-n-48328-5/Письмо Минобрнауки РФ от 25.06.2007 № АФ - 226/06 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних (вместе с Рекомендациями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте Российской Федерации». https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rf-ot-25062007-n-af-22606/
Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов в крестьянские семьи для подготовки к сельскохозяйственному труду» от 5 апреля 1926 г
Приказ Минздрава РФ от 14.07.2003 № 307 " "О повышении качества оказания лечебно-профилактической помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним". Редакция от 14.07.2003/ https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=59677Распоряжение Правительства РФ от 17.11.08 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года"). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства, издаваемое Народным Комиссариатом Юстиции. [Текст] - [Москва] : Б. и., 1924 г. № 36. Отд. 1. 25 апреля. - ["Мосполиграф", 16-я тип.], 1924 – 471 с. https://www.prlib.ru/item/794210 Бендер Е., Борьба с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних в РСФСР в 1920–1930-е гг.(на материалах Ленинграда и Ленинградской области). [Текст] Журнал: «Труды Исторического факультета Санкт-Петербургского университета», 2013 г. ISSN Печатный: 2221-9978 – 12 с.
С.В. Познышев дает очень подробное определение: «Беспризорность – не есть какое-либо особое состояние самой личности подростка, это особое положение подростка в обществе, такое положение, при котором он оказывается лишенным того руководства и попечения, которые необходимы ему, – по его юному возрасту и связанной последними неспособностью к саморуководству и самопомощи, чтобы избежать причинения более или менее серьезного вреда самому себе или другим» [21, с. 360].М.Н.Гернет же высказывается так, «беспризорным считают всякого ребенка, находившегося в таких условиях, которые не гарантируют ему определенного минимума для его развития в физическом и нравственном отношениях» [11, с. 46].Другой автор, П.И. Люблинский, говорил о беспризорности, как о длительном недуге, который проходит через несколько стадий или фаз своего развития. Он выделил несколько степеней беспризорности. Начальная фаза должна была представлять безнадзорность как таковую, а окончательная, являла собой уже запущенную фазу - беспризорность, которая определяла социальный статус самого несовершеннолетнего, приобретаемый уже по собственной воле или в силу стечения каких-либо обстоятельств. Главной причиной беспризорности он считал беззащитность детей. В основном Люблинский выделял такие формы беспризорности, как сиротство, нужда и заброшенность [17, с. 60-75].

