Финансово-экономический кризис 2015 года и государственные меры борьбы с ним
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. События 2014 года в негативном ключе сильно повлияли на экономику Российской Федерации, породив финансовый кризис. Он возник путём введения санкций со стороны западных стран, а также неожиданным падением стоимости энергетических ресурсов, которые являются ключевой статьей экспорта. Потеря иностранных инвесторов, вывоз иностранных активов за рубеж, ослабление фондовых рынков, перманентный рост процессов инфляции, потеря ликвидности и многое другое, - всё это является характеристиками мирового финансового кризиса, который отрицательно влияет на отрасли экономики, покупательную способность и уровень жизни населения в целом.
Форма государственного устройства играет большую роль и в значительной степени воздействует на специфику и особенности сложившейся экономической системы. В «сложном» федеративном типе государственного устройства органы власти образуют специализированные территориальные органы финансового управления, которые локально работают над устойчивым развитием экономики. При «упрощённой» унитарной системе в более простой форме выражены рычаги и механизмы государственного контроля, что также соответственно заметно облегчает деятельность экономических субъектов и систем.
Кризисы, как неотъемлемая и имеющая огромное влияние часть экономики, подвергались научному рассмотрению и продолжают оставаться предметом исследования множества школ и течений, являя собой трансформационные процессы как положительного, так и отрицательного характера, демонстрирующие изменения не только локально, но и в мировом масштабе.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА 5
1.1. Понятие и изучение финансово-экономического кризиса 5
1.2 Последствия финансово-экономического кризиса 8
1.3 Государственная антикризисная политика 10
Глава 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА 2015 ГОДА В РОССИИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕР БОРЬБЫ С НИМ 14
2.1 Возникновение и последствия финансово-экономического кризиса в России 14
2.3 Прогноз антикризисной политики 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бадоев С.Х., Тавасиев, Г.В. Современный валютно-финансовый кризис в РФ: причины, современное состояние, пути выхода - М.: Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова - 2017. - С. 15-19.
2. Булатов А. С. Макроэкономика: учеб. Пособие. – М.: Издательство Юрайт - 2017. – 245 с.
3. Вертакова Ю.В. Оценка и прогнозирование структурно-динамических сдвигов в региональном экономическом пространстве за счет кластеризации. – М.: Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. – 2017. - №1. – С. 73- 79.
4. Городов А.П, Байкова Э.Р., Гумеров А.Ф. Влияние мировых цен на бюджетную систему: Журнал «Заметки ученого». – М.: Научная Библиотека - 2017. - № 4. - С. 22-25.
5. Дедищев А.О. Мировая экономика в системе национального хозяйства — М. : КноРус. Альпина Паблишер - 2017. — 1339 c
6. Диагностика риска банкротства – объективная необходимость для российской экономики. – М.: Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. - 2017. - С. 153-157.
7.Егоров А.В, Константинова О.Р. Развитие мировых стран в мировой экономике. М.: Материалы конференции "Школа молодого африканиста". 2017. - С. 232-233.
8.Иванов А.Л, Локтионова А.А., Нехороших И.Н. Бюджетная система в мировой экономике. М.: В сборнике: Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации Сборник статей XII Международной научно-практической конференции. В 4-х частях. - 2017. - С. 207-211.
9. Киселева Е. А. Макроэкономика. Экспресс-курс: учеб. Пособие. - 2-е изд.. - М. : Кнорус - 2017. - 379 с..
10. Кузьбожев Э. Н. История государственного управления в России: учебник для бакалавров. - М.: Юрайт - 2017. - 470 с.
11. Кудрин А. Л, Новая модель роста для российской экономии. Вопросы экономики. М.: Дело - 2017. – С. 21-32
12. Ли Су, Лвин Ко.Ко. Бюджетная система в системе мировой экономики. В сборнике: Логистика: современные тенденции развития. Материалы XVI Международной научно-практической конференции. М:. Форум - 2017. - С. 187-190.
13. Миронов А.О, Журавлева М.А. Влияние всемирной торговой организации на мировую экономику. М.: Журнал «Мировая наука», - 2017. - С.59
14. Платонова М.Г., Бессонова Е.А. Анализ влияния санкций на экономику региона. Актуальные проблемы бухгалтерского учета, анализа и аудита: Материалы X Всероссийской молодежной научно-практической конференции с международным участием. М.: Юго-Западный государственный университет, г. Курск- 2018. - №4 - С. 177
15. Федоров А..Р, Диденко Н.И. Оценка влияния экономики РФ на мировую экономику. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. М.: Медиапапир - 2017. - С. 137-144.
16. Строгонова Е.И. Бюджетная система [Электронный ресурс]: учеб. Пособие для обучающихся по направлению подготовки бакалавриата "Менеджмент". М.: Пи Эр Медиа - 2017. — 54 c
17. Справочник по экономике. [Электронный ресурс]. –Режим доступа:// https://spravochnick.ru/ekonomika/ekonomicheskiy_krizis/etapy_ekonomicheskogo_krizisa/
18. Экономический блог Василия Блинова. [Электронный ресурс]. –Режим доступа:// https://iklife.ru/finansy/chto-takoe-finansovyj-krizis.html
Антикризисная политика – это совокупность мер государственного управления, применяемая для прогнозирования и своевременной диагностики кризисных экономических ситуаций, исследования причин их возникновения, выработки мер, направленных на сдерживание их развития, и комплексных программ, обеспечивающих выход из кризисных ситуаций и восстановление экономики.
Развитие любой экономической системы представляет собой цикл, неизбежно включающей в себя фазы экономического подъема и спада. Ни одной стране не удается избежать экономических кризисов, однако государства активно проводят политику, направленные на сглаживание или предотвращение негативных последствий этих кризисов.
Кризисные явления в экономике предъявляют высокие требования к системе государственного управления. В этот период именно органы государственного управления несут ответственность за экономическую безопасность государства. Антикризисная политика формирует условия для выживания хозяйствующих субъектов и домохозяйств. Антикризисная политика государства обеспечивает защиту населения и хозяйствующих субъектов и формирует условия для предотвращения банкротств, снижения качества и уровня жизни граждан, поддержку инвестиционного и потребительского спроса, препятствование созданию барьеров административного характера в сфере бизнеса. Значение государственного регулирования экономики особенно возрастает в период кризиса. На государство возлагается организационная и координирующая роль при реализации мероприятий правового, финансового, организационного, управленческого характера, осуществляемых на различных уровнях управления в период кризиса. Также на государство ложится наибольшая часть расходов по финансированию антикризисных мер. Для периода кризиса в экономике характерно расширение государственного экономического сектора, призванного реализовывать социально-значимые стратегические функции.