Технология и техника строительства эксплуатационной скважины №304 на Казанском нефтегазоконденсатном месторождении
Введение
Деятельность предприятий нефтегазовой отрасли в той или иной степени оказывает техногенное влияние на природную среду. Влияние заключается в следующем:
• нарушении целостности пластов, изъятие флюидов из недр;
• поступление чужеродных химических веществ в недра;
• загрязнение воздуха и водных объектов;
• механическое воздействие на грунты;
• значительные объемы водопотребления при бурении;
• образование отходов, содержащих соли, конденсат, химические реагенты различного происхождения, синтетической и минеральной природы, нефть и пр.;
• нарушение целостности местообитаний растений и животных.
Примерно 70 % объема буровых работ производится в экологически уязвимых регионах с крайне неблагоприятными природно-климатическими и ландшафтно-геохимическими условиями, с длительным периодом самовосстановления и незначительной устойчивостью экосистем к антропогенному воздействию.
Процессы восстановления экосистем Западной Сибири крайне затруднительны в связи с суровым климатом и низкой биологической продуктивностью. Проблема воздействия строи
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 8
1. Общая часть 9
1.1 Общие сведения о районе работ 9
2. Геологическая часть 12
2.1 Тектоническое строение 12
2.2 Стратиграфия и литология 14
2.3 Характеристика нефтегазоводоносности месторождения 18
2.4 Зоны возможных геологических осложнений 24
3. Технологическая часть проекта 26
3.1 Проектирование конструкции скважины 26
3.1.1 Обоснование конструкции эксплуатационного забоя 26
3.1.2 Определение числа обсадных колонн и глубины их спуска 27
3.1.3 Выбор интервалов цементирования 28
3.1.4 Расчет диаметров скважины и обсадных колонн 28
3.1.5 Проектирование обвязки обсадных колонн 29
3.2 Проектирование процессов углубления скважины 30
3.2.1 Выбор способа бурения 30
3.2.2 Выбор породоразрушающего инструмента 30
3.2.3 Расчет осевой нагрузки на долото 31
3.2.4 Расчет частоты вращения долота 32
3.2.5 Расчёт необходимого расхода бурового раствора 33
3.2.6 Выбор и обоснование типа забойного двигателя 35
3.2.7 Проектирование и расчет компоновок бурильной колонны 36
3.2.8 Обоснование типов и компонентного состава буровых растворов 39
3.2.9 Разработка гидравлической программы промывки скважины 47
3.2.10 Технические средства и режимы бурения при отборе керна 51
3.3 Проектирование процессов заканчивания скважин 51
3.3.1 Расчет обсадных колонн на прочность 51
3.3.2 Выбор технологической оснастки обсадных колонн 56
3.3.3 Расчет и обоснование параметров цементирования скважины 59
3.3.4 Проектирование процессов испытания и освоения скважины 62
3.4 Выбор буровой установки 64
4. Спец часть. Применение забойных двигателей в сложных горно-геологических условиях 65
4. Экономика производства 69
4.1 Структура и организационные формы бурового предприятия 69
4.2 Расчёт нормативной продолжительности строительства скважины 70
4.3 Расчёт сметной стоимости строительства скважины 73
5. Социальная ответственность 88
5.1 Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности 88
5.2 Анализ вредных производственных факторов (мероприятий по устранению) при бурении скважины на нефтегазовом месторождении (Томская область) 89
5.3 Анализ опасных производственных факторов (мероприятий по устранению) при бурении скважины на нефтегазовом месторождении (Томская область) 91
5.4 Экологическая безопасность (анализ воздействие и мероприятие) 93
5.5 Безопасность в чрезвычайных ситуациях 97
Заключение 98
Список использованных источников 99
Список использованных источников
1. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности» Серия 08. Выпуск 19. -М Закрытое акционерное общество «Научно-технический центр исследований проблем промышленной безопасности, 2013.-288с
2. Методика обоснования выбора конструкции забоев нефтяных, добывающих скважин, РД 39-2-771-82, 1982. - 127 с.
3. Инструкция по креплению нефтяных и газовых скважин. М., 2000. - 100 с.
4. Инструкция по расчету обсадных колонн для нефтяных и газовых скважин, АООТ «ВНИИТнефть», Москва, 1997.
5. Инструкция по расчету бурильных колонн для нефтяных и газовых скважин, АООТ «ВНИИТнефть», Москва, 1997. - 133 с.
6. Временное методическое руководство на составление гидравлической программы бурения скважин, РД 39-2-1156-84, ВНИИБТ, М., 1985.
7. Методические указания по составлению нормативной карты на бурение и крепление скважины для проектирования строительства нефтяных и газовых скважин. МГ УССР, 10.05.83. - 98 с.
8. Нормативы санитарно-бытового оснащения бригад, занятых бурением и ремонтом скважин. РД 39-22-7; 1982. - 58 с.
9. Правила пожарной безопасности в РФ ППБ 01-93 и дополнения к ним от 25.07.95. - 113 с.
10. Роснефтегаз. ВНИИОЭНГ. Отраслевые нормы времени на бурение скважин на нефть и другие полезные ископаемые, М., 1992. - 142 с.
11. ГОСТ 12.1.004-91 Пожарная безопасность. Общие требования, М., 1991. - 43 с.
12. А.И. Булатов, А.Г. Аветисов. Справочник инженера по бурению. Т. 1,2. М., Недра, 1985. - 134 с.
13. А.И. Булатов, В.С. Данюшевский. Тампонажные материалы. М., Недра, 1987. - 141 с.
14. А.И. Булатов, Ю.М. Проселков, В.И. Рябченко. Технология промывки скважин. М., Недра, 1981. - 204 с.
15. А.И. Булатов, Л.Б. Измайлов, О.А. Лебедев. Проектирование конструкции скважин. М., Недра, 1979. - 305 с.
16. В.Г. Грикулецкий, В.
Казанское нефтегазоконденсатное месторождение, которое было открыто в 1967 году, находится в нескольких десятках километров южнее с. Пудино и приурочено к локальному одноименному поднятию, выявленному сейсморазведочными работами методом отраженных волн (МОВ) в 1966 г.
Расстояние от Казанского НГКМ до г. Томска составляет около 325 км. Болтное НМ находится на расстоянии около 18 км на юго-восток от Казанского НГКМ. Район Казанского НГКМ представляет собой плоскую и пологохолмистую равнину, почти полностью покрытую лесом, часть площади занимают болота. Территория Болтного нефтяного месторождения находится в пределах водного объекта – верхового болота, формирующего поверхностный сток. Дорожная сеть в районе работ отсутствует. Оборудование и материалы на месторождение доставляются наземным транспортом по «зимникам». Транспорт грузов из г. Томска может осуществляться до районного центра г. Бакчар по дороге с асфальтовым покрытием, далее до п. Кенга по грунтовой дороге.
Территория месторождения по