Информационное обеспечение в таможенных органах
ВВЕДЕНИЕ
Информационные технологии в современном мире оказывают все большее влияние не только на отдельные отрасли хозяйственной деятельности, но и на всю экономику страны, в том числе и на повседневную жизнь людей. Развитие большинства отраслей экономики и государственного управления в настоящее время и в будущем связано с внедрением информационных технологий.В таможенной сфере разработка и внедрение информационных систем и технологий – одно из важнейших направлений развития таможенного администрирования. Оптимизация таможенного регулирования и снижение административных барьеров предполагает максимальное использование постоянно совершенствуемых информационных технологий. Их применение экономически выгодно не только для таможенных органов, но и для участников внешнеэкономической деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Теоретико-правовые основы информационной системы в таможенном деле 6
1.1 Понятийно-терминологический аппарат информационного обеспечения в таможенных органах 6
1.2 Классификация информационных таможенных технологий 8
1.3 Правовые аспекты использования информационной системы в таможенном деле 13
2 Практика применения информационного обеспечения в таможенных органах в Российской Федерации в 2020-2022 гг20
2.1 Анализ практики применения информационного обеспечения в таможенных органах в Российской Федерации в 2020-2022 гг20
2.2 Проблемы практики использования информационного обеспечения в таможенных органах в Российской Федерации в 2020-2022 гг23
2.3 Стратегия развития информационного обеспечения таможенной службы 30
Заключение 41
Список использованных источников 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)
Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2575-р (ред. от 10.02.2018) «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года»
Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года»
Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.12.2019) // Российская газета. 2006. 29 июля; [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.10.2017 № 12 «Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org/.Кожуханов Н. М. Должностное лицо функциональной системы органов исполнительной власти, регулирующей таможенную деятельность, как субъект коррупционного противоправного посягательства // Вестник Российской таможенной академии. 2019. № 3. С. 112–119.
Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации» // Российская газета. 1997. 23 декабря; [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo. gov.ru.
Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 (ред. от 18.10.2019) «О Министерстве финансов Российской Федерации» // Российская газета. 2004. 31 июля; [Электрон- ный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www. pravo.gov.ru.
Таможенное регулирование в ЕАЭС основано на принципе максимального использования информационных технологий в деятельности таможенных органов. Данный принцип прямо установлен в п.3 ст.1 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и является неотъемлемой составляющей в реализации современной таможенной политики. Законодательно на наднациональном уровне возможность применения информационных систем и технологий в сфере таможенного дела закреплена в главе 48 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.В таможенной сфере информатизация происходит с помощью применения разнообразных технических средств (например, технических средств таможенного контроля); информационных систем (например, ресурс «Личный кабинет участника ВЭД», «Альта-Софт», «Аист-М»); информационных технологий.Понятия информационных технологий и информационных систем, содержатся в статье 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Так информационные технологии представляют собой процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов. А информационная система представляет собой совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств. Таким образом, понятия «информационная система» и «информационные технологии» соотносятся как общее и частное, так как информационная система включает в себя как саму информацию, так и способы работы с ней.