Формирование исторической памяти в процессе обучения истории в школе
Введение
Актуальность темы работы определяется тем, что современная педагогическая система активно работает в поиске новых образовательных технологий. Сами же педагоги воспитывают и обучают людей всем возможным наукам и в ногу со временем развивают свое мастерство. Общество непрерывно изменяется и вместе с ним идет процесс преобразования знаний, методик воспитания и обучения.Большие потоки информации и развитие информационно-коммуникационных технологий приводят к самым неожиданным последствиям в обществе. Интернет-среда все больше начинает влиять на формирование молодой личности, чем традиционные агенты социализации (родители, преподаватели и т.п.), то есть традиционные социальные институты, обуславливающие социализацию, частично разрушаются либо подвергаются трансформации, а их место постепенно занимают разного рода «новые» агенты социализации как реальные (блогеры и т.д.), так и виртуальные. Это явление затрагивает методику преподавания истории в том числе.
Оглавление
Введение
Глава 1. Понятие историческая память, особенности формирования исторической памяти у обучающихся основной школы
глава 2. Формирование исторической памяти на уроках истории и во внеурочной деятельности
заключение
список литературы и источников
Список литературы и источников
Источники
Нормативно-правовые источники
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (с дополнениями от 08.11.2022) https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 06.02.2023)
Пункт 1 статьи 7 Закона Российской Федерации "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета РФ, 1992, №30, ст.1797; Собрание законодательства РФ, 1996, ст.150;2007,№49, ст. 6070)
Литература
Афанасьева, В. И. Меркушин. Историческая память россиян о Великой Отечественной войне // Современное российское студенчество: историческая память о войне и формирования патриотизма и гражданственности. − Екатеринбург, 2011
Булыгина Т. А. Историческая память и юбилеи в России в XX–XXI вв.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. – М.: Владос. 2003.
Гиппенрейтер Ю.Б. Психология памяти / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М. : Черо, 2002.
Горин И. Н., Менщиков В. В. Культурно-исторические символы и историческая память.
Кулиш, В.В. Особенности функционирования исторической памяти учащейся молодежи / В.В. Кулиш // Образование и общество. – 2011. – № 1 (66).
Кулиш, В.В. Социальное измерение функционирования исторической памяти молодежи / В.В. Кулиш // Ученые записки РГСУ. – 2010. – № 6.
Кулиш, В.В. Формирование семейной исторической памяти в школе : учебно-методическое пособие / В.В. Кулиш; науч. ред. Н.А. Матвеева. – Барнаул : Изд-во АлтГПА, 2014.
Кульневич, С.В. Воспитательная работа в современной школе : Воспитание: от формирования к развитию / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – М. ; Ростов-на-Дону : Учитель, 2000.
Леонтьева О. Б. Историческая память и образы прошлого.
Новиков С. Г. Воспитание советской идентичности у школьников (1921–1941 гг.) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 1 (82)
Каналами и источниками формирования исторической памяти выступают межличностное общение, социальная среда, «культурный запас» индивида, личностные восприятия и переживания, индивидуальные интерпретации опыта и пр. Однако в эпоху модерна ключевым каналом становится школа как ведущий институт целенаправленной инкультурации и социализации детей и молодежи , Если судить непосредственно о роли современной российской школы в деле формирования исторической памяти подрастающих поколений, то можно констатировать, что она резко возрастает в сравнении, скажем, с позднесоветским периодом ее функционирования. Данный факт обусловлен, как минимум, двумя обстоятельствами: во-первых, обозначенным нами выше воздействием глобализации на культурную программу российской социокультурной общности и, во-вторых, сохраняющимся переходным состоянием социума.
Современные исследования исторической памяти опираются на различную терминологию: помимо исторической памяти, используются понятия социальной и культурной памяти, которые имеют нетождественные определения.