Сформированность ценностных ориентаций личности как средство сохранения национальных традиций в поликультурном мире
Введение
Аннотация. В статье рассматриваются ценностные ориентации как средство, обеспечивающее интегрирующие свойства и мировоззренческие особенности личности. Автор обращается к ценностным системам, где акцент делается на ценностях культуры (традиции, нормы, обряды), представляет поликультурные ценностные ориентации, активизация которых стимулируется содержанием профессионального образования. Особое внимание уделяется культурным нормам с учетом особенностей разных типов культур. Утверждается, что сформированность ценностных ориентаций личности может стать гарантом сохранения национальных традиций в поликультурном мире.
Список литературы
Агранат Ю.В. Формирование поликультурной личности будущих специалистов социальной сферы при обучении иностранному языку в вузе: автореф. дис. .... канд. - Хабаровск, 2009. - 23 с.
Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания // Ананьев Б. Г. Избр. тр. / Под ред. А. А. Бодалева. – М.: Ин-т практ. Психол. , Воронеж: НПО, МОДЭК .- 1996. – 382 с.
3. Бабаян А.Г. Проблема формирования эстетических ценностных ориентаций молодежи в современных условиях (на бел.яз)//Вести БГПУ им. М.Танка, Минск-2004, Сер.1.-2.-С.8 -12.
Бодалев А. А. Психология личности / О микро- и макроакме и интенсивной работе внутреннего мира человека как условии их достижения. - М.: Изд-во МГУ, 1998. – 188с.
Булынин А.М., Брагина А.Д. Становление ценностной парадигмы педагогического образования: историко-теоретический аспект. - Ульяновск: ИП Качалин, 2010, с. 6-27
Кендирбекова Ж.Х., Баймуканова М.Т., Боброва В.В., Олексюк З.Я. Ценности, ценностные ориентации, установки в системе приобщения личности к этническому и общечеловеческому в культуре // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8483 (дата обращения: 29.01.2023).
Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001,
Репринцев А.В. Культурно-образовательная среда в становлении личности русского человека // Педагогика. 2015. №1. С.88-96
https://www.km.ru/referats/1A6D73E8BED54F05A26117D4AD993176 (дата обращения: 29.01.2023).
Современные вызовы времени, нестабильность во всех аспектах жизнедеятельности (войны, стихийные бедствия, экономические, политические кризисы и др.) требуют от человека особого качества, такого, как поликультурность восприятия, характеризующееся, прежде всего, нелинейностью, неодномерностью видения явлений действительности, способностью целостно охватывать множество противоречивых потоков инфорфомации, вычленяя основное и важное. Диалог, полилог становятся не только основой нашей жизни, но и являются всеобъемлющим способом познания духовных ценностей, культурных основ, поиска себя в мире ценностей. Другими словами, современный человек должен обладать множеством умений, в ряду которых способность жить среди разных типов культур, сознаний, мировоззрений, точек зрения, интегрируя “чужие” и сохраняя “свои” культурные ценности, выработанные тысячелетиями. Именно поэтому, на наш взгляд, сформированность ценностных ориентаций личности может стать гарантом сохранения национальных традиций в поликультурном мире, так как ценностные ориентации рассматриваются исследователями как средство, обеспечивающее интегрирующие свойства и мировоззренческие особенности личности [3:45].