Названия территорий, основанные на физико-географических образах, и их консолидирующий потенциал
Введение
Аннотация: в статье рассматриваются территориальные наименования, основанные на физико-географических образах (Черноземье, Поморье, Заполярье), сравниваются особенности употребления данных слов в средствах массовой информации Воронежской, Архангельской и Мурманской областей.
Список литературы
1. Вечерний Мурманск [Электронный ресурс]. – URL: https://vmnews.ru/ (дата обращения: 25.10.2020).
2. Время Воронежа [Электронный ресурс]. – URL: https://vrntimes.ru/ (дата обращения: 25.10.2020).
3. Ковалев Г.Ф. Этнонимия славянских языков: Номинация и словообразование: автореферат дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.03 / Воронежский гос. ун-т. Воронеж, 1995.
4. Крылов М.П. Региональная идентичность в Европейской России / М.П. Крылов. – М.: Новый хронограф, 2010.– 240 с.
5. Правда Севера [Электронный ресурс]. – URL: http://pravdasevera.ru/ (дата обращения: 25.10.2020).
6. РИА-Воронеж [Электронный ресурс]. – URL: https://riavrn.ru/ (дата обращения: 25.10.2020).
7. Тельпов Р.Е. Типы значений слов, называющих стороны света // Научный диалог. № 9. – Екатеринбург, 2020. – С. 174–186.
8. Тельпов Р.Е. Маркеры типов региональной идентичности в текстах центральных СМИ // Филологические науки: вопросы теории и практики. – 2019а. – Т. 12. – № 7.– С. 151–156.
9. Тельпов Р.Е. Слова «северяне» и «южане» как маркеры региональной идентичности // Мир науки, культуры, образования. – 2019б. – № 1 (74). – С. 411–414.
10. Туровский Р.Ф. Региональная идентичность в современной России // Российское общество: становление демократических ценностей? – М., 1999. – С. 87–136.
Рассматриваемые нами наименования территориальных образований могут выступать не только в составе сложных наименований, заменяющих названия городов, но сами выступать в роли замены полноценных хоронимов, являющихся именованиями административных единиц. Обращение к названиям культурно-территориальных ландшафтов можно проиллюстрировать следующей статистикой, отражающей употребление слов типа Забайкалье или Черноземье в роли территориального бренда. Например, в рассмотренных нами 50 статьях из газеты «Время Воронежа», выпущенных с 25 мая 2020 года было зафиксировано только одно употребление слова Черноземье в нейтрализующе-заместительном контексте. Во всех остальных случаях рассматриваемое нами наименование употребляется в контекстах нейтрализующе-институциональных, в качестве примера которых можно привести следующие: Губернатор Воронежской области Александр Гусев занял 61 место в сентябрьском медиарейтинге «Медиалогии» среди всех глав регионов. Отметим, что в прошлом месяце Александр Гусев располагался лишь на 70 позиции, как и в начале 2020 года.