Методика работы с учебной картиной при обучении истории

Скачать курсовую работу на тему: "Методика работы с учебной картиной при обучении истории". В которой установлены и проанализированы приёмы работы с картиной в условиях реализации ФГОС; разработаны методические задания с учебной картине по теме ВКР.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
02.10.2025
Объем файла
5310 Кб
Количество страниц
43
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Большое место среди средств изобразительной наглядности в преподавании истории занимает учебная картина – это иллюстрации для учебных текстов, дающие целостное, конкретное и красочное представление об историческом явлении, событии, герое. Иллюстрации учебника истории многообразны. К ним относятся рисунки отдельных предметов, изображения архитектурных памятников, репродукции произведений искусства, сюжетные и бытовые композиции, портреты, плакаты, документальные фотоснимки. Ни одна иллюстрация, относящаяся к теме урока, не должна остаться не разобранной, так как сами учащиеся забывают к ним обратиться. Картины в школьных учебниках соответствуют возрасту учащихся и отражают существенные явления или события прошлого.
На основе непосредственного восприятия предметов или с помощью изображений (наглядности) в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом. При работе с изобразительной наглядностью важно побуждать учащихся вгля

СОДЕРЖАНИЕ:
Введение...……………………………………………………………....................3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения наглядного метода обучения……..6
1.1 Визуальные источники как средство актуализации и контроля знаний……………………………………………………………………………...6
1.2 Изобразительная наглядность в современной системе обучения истории. Виды учебных картин………………………………………………...11
1.3 Требования к применению принципа наглядности в нормативно-правовых актах…………………………………………………………………...15
Глава 2. Методика использования изобразительной наглядности при обучении истории………………………………………………………………..20
2.1 Общепринятые приёмы работы с учебной картиной………………20
2.2 Приёмы работы с картиной в условиях реализации ФГОС………..24
Глава 3. Методическая разработка заданий с использованием учебной картины на уроке истории по теме ВКР………………………………………..30
3.1 Теоретико-методологическая часть………………………………….30
3.2 Разработка заданий для работы с учебной картиной на уроке…….31
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы……………………………………….......39
Приложение 42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
I. Нормативно-правовые акты:
1. Приказ Минпросвещения РФ от 12 августа 2022г. № 732 «О внесение изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказов Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г. № 413». [Электронный ресурс]. URL:https://edsoo.ru/Prikaz_Ministerstva_prosvescheniya_Rossijskoj_Federacii_ot_12_08_2022_732_O_vnesenii_izmenenij_v_FGOS_srednego_obschego_obrazovani.htm (дата обращения 06.01.2023).
2. Историко-культурный стандарт. Проект. [Электронный ресурс]. URL: http://school.historians.ru/wp-content/uploads/2013/08/Историко-культурный-стандарт.pdf (дата обращения: 06.01.2023).
3. Примерная рабочая программа основного общего образования по предмету «История» от 27 сентября 2021 г. (протокол 3/21). [Электронный ресурс]. URL: https://fgosreestr.ru/oop/primernaia-rabochaia-programma-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia-istoriia (дата обращения 08.01.2023).
4. Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 N 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников». [Электронный ресурс]. URL: http://www.educaltai.ru/upload/iblock/205/prikaz-minprosveshch-rossii-ot-21.09.2022-n-858-fpu.pdf (дата обращения 08.01.2023).
II. Научно-методическая литература:
5. Абдулаев Э.Н. Наглядность и проблемный подход в обучении истории / АНО: «Редакция журнала «Преподавание истории в школе». – 2008. – № 1. – С. 23-26. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9907037 (дата обращения 03.01.2023).
6. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. – М.: Просвещение, 1968. – 431 с. [Электронный ресурс]. URL: https://djvu.online/file/w2rY9JfR7mrKM (дата обращения 28.12.2022).
7. Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. – М.: Просвещение, 1971. – 239 с. 
8. Диденко Д.А., Реймер М.В. Приемы работы с историческими картинами и иллюстрациями на уроках истории. / Вестник Калужского университета – 2018. – № 4. – С. 124-128. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38469119 (дата обращения 06.01.2023).
9. Дьякова Е.Б. Презентация как средство методической поддержки учителя для реализации деятельностного подхода в обучении истории / Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2012. – № 133. – С. 255-263. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17675021 (дата обращения: 06.01.2023).
10. Иоффе А.Н. Визуализация в истории и обществознании – 
способы и подходы. / АНО: «Редакция журнала «Преподавание истории в школе». – 2012. – № 10. – С. 3-6. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19118393 (дата обращения 03.01.2023).
11. Коменский Я.А. Великая дидактика / Избранные педагогические сочинения. – М., 1982. С. 302-303.
12. Короткова М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории / АНО: «Редакция журнала «Преподавание истории в школе». – 2008. – № 1. – С. 3-8. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9907034 (дата обращения: 03.01.2023).
13. Никифоров Д.Н., Скляренко С.Ф. Наглядн

Принцип наглядности в современной дидактике вместо демонстрации иллюстрации теперь носит деятельностный характер и по своему назначению из средства активизации познавательной активности становится средством познания и развития обучающегося. Принцип визуализации дополняет принцип наглядности.
В научно-методической литературе учёные условно классифицируют наглядные средства обучения истории по внешним признакам (печатные, экранные (компьютерные), звуковые средства обучения) и по содержанию и характеру исторического образа (предметную, изобразительную,
условно-графическую). Исходя из содержания нашего исследования изучили изобразительную наглядность, а именно виды учебных картин (событийные, типологические, культурно-исторические, исторические картины-портреты).
Применение наглядности на уроках истории отвечает требованиям к результатам освоения обучающимися обр