Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия и пути ее повышения
Введение
Ключевым параметром деятельности предприятия в современных экономических условиях является конкурентоспособность. Соответственно повышение конкурентоспособности предприятия сейчас приобретает большую актуальность, так как именно повышение и поддержание конкурентоспособности хозяйствующих субъектов для России является одной из центральных проблем, решение которой играет ключевую роль в обеспечении оборонного, экономического и технологического развития страны.Также в связи с глобализацией и ростом открытости российской экономики проблема повышения конкурентоспособности предприятия приобретает особую значимость.Многочисленные российские компания не склонны к активному ведению конкурентной борьбы и завоеванию конкурентных позиций.
Оглавление
Введение 5
1 Теоретические основы оценки конкурентоспособности предприятия 7
1.1 Понятие и сущность конкуренции………………………………. 7
1.2 Понятия и уровни конкурентоспособности…………………….. 11
1.3 Методические основы конкурентоспособности………………… 19
2 Оценка и анализ конкурентоспособности исследуемого предприятия 31
2.1 Характеристика предприятия ООО «Липецкий силикатный завод»………………………………………………………………. 31
2.4 Сущность динамического метода оценки конкурентоспособности промышленного предприятия………...
Анализ внешней среды ООО «Липецкий силикатный завод»….............................................................................................
Оценка конкурентоспособности ООО «Липецкий силикатный завод» на основе динамического метода………………………… 35
3 Пути повышения конкурентоспособности предприятия……………... 51
3.1 Анализ путей повышения конкурентоспособности предприятия 51
3.2 Мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «Липецкий силикатный завод»……………………………. 54
Заключение 63
Список использованных источников
Приложение А 65
Список использованных источников
Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (последняя редакция).
Яни А.В. Теоретико-методологические аспекты и роль конкуренции в развитии экономических субъектов и национальной экономики // Креативная экономика. – 2021. – Том 15. – № 5. – С. 1609-1628. — URL: https://creativeconomy.ru/lib/112100 (дата обращения: 28.04.2022).
Пичугина, Е. В. Теоретические основы конкуренции / Е. В. Пичугина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (296). — С. 285-288. — URL: https://moluch.ru/archive/296/67136/ (дата обращения: 28.04.2022).
Экономический словарь: Справочное издание/В. И. Нечаев, П. В. Михайлушкин. — Краснодар. :/Краснодар, «Атри» 2011. — 464 с.
Рубин Ю.Б., Шустов В.В. Конкуренция: реалии и перспективы. –М.: Знание, 1990 – С. 62
Абаева Н. П., Старостина Т. Г. Конкурентоспособность организации. -Ульяновск: УлГТУ, 2010 – 91 с.
Мальцева, О.В. Анализ проблем и оценка уровня развития конкуренции в России // JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION. - 2014. - Том 5. - № 1. - C. 69-76. - URL: https://www.hjournal.ru (дата обращения: 04.05.2022)
Макроносов, А.Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие / А.Г. Макроносов, И.Н. Маврина. - Екатеринбург: Изд-во Урал ун-та, 2014. - 194 с.
Воронов А.А. Конкуренция в XXI веке // Маркетинг. 2001 № 5.
Кормнов Ю. Ориентация экономики на конкурентоспособность // Экономист. — 1997 — № 1 — С.39.
Александрова Ю.Ю. Современное содержание механизма конкуренции // Проблемы современной экономики. –2007. – № 1(21).
Философова Т. Г., Быков В. А. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность: учеб. пособие / под ред. Т. Г. Философовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 С. 58–59.
Сафиуллин Н.З., Сафиуллин Л.Н. Управление конкурентоспособностью предприятий. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2008 189 с.
Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции: реориентация теории стоимости. – М.: Экономика, 1996 – 393 с.
Главным движущим фактором, на сегодняшний день, который диктует условия существования и функционирования рынка, является конкуренция.Федеральный закон «О защите конкуренции» определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке [1].Теоретические основы конкуренции возникли еще в промежуток докапиталистических формаций, однако теоретические положения данной экономической категории появились только лишь в середине XVIII столетия. Основная заслуга в этом принадлежит представителям классической политической экономики А. Смиту и Д. Риккардо. Так, к примеру, А. Смит стал одним из первых кто уделил большое внимание конкуренции как движущей силе экономического развития общественного производства в условиях рыночной экономики, определив конкуренцию как «невидимую руку» рынка, направляющую деятельность хозяйствующих субъектов, как способ достижения рыночного равновесия [2, c. 1610].Позднее теоретические аспекты конкуренции рассматривались также и в трудах таких известных личностей как А. Маршалла, Дж. Кейнси, В. Леонтьева, Й. Шумпетера, М. Портера и других [3, c. 285].