Особенности Никоновского свода как источника по истории Золотой Орды ХIV века

Скачать курсовую работу на тему: "Особенности Никоновского свода как источника по истории Золотой Орды ХIV века". В которой описаны особенности походов ордынских ханов на Русь, о которых сообщается в Никоновском своде; Проанализированы закономерности взаимоотношений Руси и Орды в ХIV веке.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
28.09.2025
Объем файла
73 Кб
Количество страниц
27
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
520 руб.
650 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Проблема отражения событий татаро-монгольского ига, и в частности, существования Золотой Орды как великой восточной империи ХIII – XV вв., зафиксирована в ряде русских памятников летописания. Среди них выделяется Никоновский свод (Никоновская летопись), время создания которой датируется ХVI столетием. Название свод получил благодаря патриарху Никону, которому принадлежал один из ее списков. Название памятнику дал В.Н. Татищев, который упомянул данный летописный свод в числе других русских средневековых произведений.
Внимание ученых к Никоновскому списку было обосновано его масштабностью, освещением целого комплекса вопросов русской истории, начиная с IX века. Особый интерес представляют события истории Золотой Орды и ее отношений с Русью в ХIV веке. События ордынского ига не могли не быть в центре внимания авторов Никоновского свода. На эту особенность содержания памятника обратили внимание еще А. Л. Шлецер и С.С. Башилов в конце ХVIII века.
Дальнейшее изучение событ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 

1. Особенности Никоновского свода как исторического источника 

1.1 Научные исследования Никоновского свода 

1.2 Проблематика истории средневековой Руси, отраженная в Никоновском своде 

2. Отражение в Никоновском своде событий истории Золотой Орды ХIV века 

2.1 Походы ордынских ханов на Русь 

2.2 Взаимоотношения Руси и Орды 

Заключение 

Список использованной литературы 

Список использованной литературы
1. Аверьянов К.А. Каргопольские князья – участники Куликовской битвы. Георгиевские чтения [Электронный ресурс] URL: https://фб2.рф/georgievskie-chteniya-sbornik-trudov-po-voennoy-istorii-otechestva-64874801/read/part-2 (дата обращения: 15.01.2023)
2. Вовина-Лебедева В.Г., С.В. Бахрушин, М.Н. Тихомиров: к вопросу о школах в исследованиях Древней Руси // Петербургский исторический журнал. – 2015. – № 3. С. 206-2017.
3. Гальперин Ч. Переписывая историю: Никоновская летопись о взаимоотношениях Руси с Ордой// Rossica Antiqua. – 2010. – № 2. С. 149-170.
4. Горский А.А. Русское Средневековье. – М.: Астрель, 2010. – 222с.
5. Данилевский И.Н. Текстология и генетическая критика в изучении летописных текстов // Герменевтика древнерусской литературы. – М.: Знак, 2005. С. 368-407.
6. Клосс Б.М. Никоновский свод и русские летописи XVI–XVII веков. – М.: Квадрига, 2018. – 336 с.
7. Комаров О.В. Татарские походы на Рязанское княжество // Novogardia. – 2020. - № 8. С. 62-67.
8. Кузьмин А.Г. К вопросу о времени создания и редакциях Никоновской летописи // Археографический ежегодник, 1962 г. С. 111-120.
9. Лихачев Д.С. «Повесть временных лет»: историко-литературный очерк. – СПб.: Питер, 1996. – 96 с.
10. Лурье Я.С. Общерусские летописи XIV-XV вв. Монография. - Л.: Наука, 1976. – 285с.
11. Назипов И.И. Военные кампании улуча Джучи. – М.: Грамота, 2013. – 180 с.
12. Селезнев Ю.В. Элита Золотой Орды. – Казань: Издательство «Фэн» АН РТ, 2009. – 232 с.
13. Сухоруков В.А. Русская православная церковь в период монголо-татарского завоевания //Вестник Волгоградской академии МВД России. – 2015. – №1. С. 169-175.
14. Тихомиров М. Н. Начало русской историографии. - М.: Наука, 1979. — 556 с.
15. Филюшкин А.И. «Куликовский цикл»: опыт герменевтического исследования // Куликово поле: вопросы историко-культурного наследия. – Тула: Тульский полиграфист, 2000. С. 172-186.
16. Щавелев Ф.С. Славянские легенды о первых кня

При этом русским летописям свойственно объединять различные пласты повествования. И данная черта является одной из доминирующих в древнерусской литературе. Рассуждая о Никоновском своде, Д.С. Лихачев отмечал, что для русских летописцев история вплоть до второй половины XVI в. не имела для русских людей «законченных периодов, а всегда продолжалась современностью». Поэтому повествование свидетельствует о восприятии событий как данности не только прошлого, но и настоящего.
Именно отсюда берут свое начало мифические «Сказания о первоначальном распространении христианства», «Сказание о русских князьях X в.», «Повесть о начале Руси», летописи Осколда (Аскольда) и Ярослава Святославовича, древлянская летопись, свод Владимира и др.
Как уже упоминалось в предыдущем параграфе, Никон