Оценка и повышение конкурентоспособности как механизма экономической безопасности предприятия во внешнеэкономической деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Экономическая безопасность является отражением действительности в аспекте защищенности национальной экономики на разных уровнях, где конкурентоспособность является элементом, обеспечивающим данную безопасность. Так, конкурентоспособность реализуется через призму сохранения и укрепления предприятия на внутреннем рынке, а также на внешнем рынке, защищая от возникающих угроз, а также способствуя развитию предприятия. Можно говорить о том, что чем выше уровень развития факторов, непосредственно влияющих и определяющих конкурентоспособность предприятия, тем больше предприятие является жизнеспособным при возникновении различных угроз. И наоборот, по большинству показателей конкурентоспобности можно охарактеризовать и экономическую безопасность.
Экономическая безопасность и конкурентоспособность – понятия, которые постоянно взаимодействуют друг с другом. Оба термина являются характеристиками национального хозяйственного комплекса. Различие состоит в том, что конкурентоспособнос
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические и методические основы конкурентоспособности в аспекте внешнеэкономической безопасности компаний 6
1.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности предприятия. 6
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятий. 8
1.3 Конкурентоспособность как механизм экономической безопасности предприятия во внешнеэкономической деятельности предприятия. 12
2. Оценка показателей, характеризующих экономическую безопасность предприятий 16
2.1 Оценка критериев комплексной экономической безопасности во внешнеэкономической деятельности предприятия. 16
2.2 Оценка конкурентоспособности предприятия. 22
3. Направления и факторы, способствующие развитию конкурентоспособности 26
3.1 Необходимые условия для конкурентоспособности во внешнеэкономической деятельности компаний в цифровой экономике 26
3.2 Стратегия экономической безопасности во внешнеэкономической деятельности компаний. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Антонова А. А., Саулин А. Д. Методические аспекты оценки конкурентоспособности предприятий / Современный менеджмент: проблемы и перспективы: Сборник статей по итогам XVI международной научно-практической конференции «Современный менеджмент: проблемы и перспективы» / под ред. Е. А. Горбашко, И. В. Федосеева. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2021.
Арбатская, Е.А. Подходы к оценке конкурентоспособности предприятия / Е.А. Арбатская // Известия ИГЭА. -2015. - № 1 (81).
Асаул В. В., Кощеев В. А., Цветков Ю. А. Оценка конкурентоспособности организаций в условиях цифровой экономики // Вопросы инновационной экономики. 2020. № 1.
Бабанов, А. Б. Факторы повышения конкурентоспособности предприятия в условиях цифровой трансформации / А. Б. Бабанов, Р. Х. Шаваев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2021. № 50 (392).
Башкинцева Е. И., Князькина Е. В. Качество продукции как фактор конкурентоспособности предприятия в современных условиях // Science Time. 2017. № 5 (41).
Бурдюгова О.В., Кузембаева Ж.Т. Современные подходы к управлению конкурентоспособностью предприятия // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2019. № 2.
Воронов, A.A. Оценка и менеджмент конкурентоспособности продукции / А.А. Воронов. – Краснодар: КубГУ. - 2016. С. 46.
Габалова Е. Б., Тегетаева О. Р. Конкурентоспособность предприятий в условиях цифровой экономики // Modern Science. 2021. № 6–2.
Гетманова А.В., Козырь Н.С. Конкурентоспособность как элемент экономической безопасности страны // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 1.
Голиков И.А. Особенности содержания понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность» // Российское предпринимательство. 2016. Т. 17. № 10
Дуборасова Т.Ю. Построение моделей мотивации персонала при производстве конкурентоспособного продукта / Т.Ю. Дуборасова, Е.Л. Маслова // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2016. № 2.
Каранина Е.В. Экономическая безопасность. На уровне г
нтоспособность страны зависит от ее способностей и свойств, позволяющих соперничать в экономическом соревновании с другими странами. В экономической литературе национальная конкурентоспособность рассматривается следующим образом:
1) как способность страны постоянно увеличивать свою долю на мировом рынке;
2) сравнительная прибыльность экспорта страны (разница между рыночными ценами и затратами на производство и реализацию поставляемой на мировой рынок продукции): чем выше прибыльность поставки товаров, тем выше конкурентоспособность;
3) продуктивность использования ресурсов, выражающаяся в стоимости отдачи от единицы труда или капитала;
4) как способность национальных предприятий производить товары и услуги, отвечающие запросам иностранных потребителей, одновременно сохраняя и повышая реальный национальный доход, и т. д. Конкурентоспособность страны нередко определяют как результирующий относительный показатель, отражающий степень эффективности производства, определения