Воздействие классической музыки на эмоционально-волевые процессы
Аннотация: Данная статья посвящена комплексному исследованию эмоциональных и волевых процессов. Выделяются и описываются характерные особенности изменения в эмоционально-волевых процессах под воздействием классической музыки, представлен анализ зарубежных и отечественных исследований по данной тематике. Цель исследования: определить наличие музыкального воздействия на эмоционально-волевые процессы. Теоретическая значимость данной работы заключается в расширении понимания феномена эмоционально-волевой регуляции человека. Приведены результаты экспериментального исследования, где показано, что классическая музыка является отвлекающим фактором, способствующим отвлечению испытуемых от поставленной перед ними задачи. Выявлено, что классическая музыка не выступает фактором способствующим оптимизации эмоционально-волевых процессов слушателя.
Ключевые слова: эмоционально-волевая регуляция.
Список литературы:
1. Тодорова Н. В. Музыкальное искусство и его влияние на социум в век информационных технологий. 2010/Мир науки, культуры, образования
2. Фомин А. В.; Зотова М. А. Воздействие музыки на психоэмоциональное состояние человека и его творческий потенциал как компонент содержания музыкальнопедагогического образования. 2018/Музыкальное искусство и образование
3. Звягина Н.В.; Шенгов Б.А.; Нефедова К.О.; Мохнаткина С.С. Влияние темпо-ритмической структуры музыки на функциональное состояние организма человека. 2016/Инновация в науке
4. Нальгиева А.М. Музыкотерапия 2020/Инновационная наука
5. Плеханова Д.А. Влияние музыки на организм человека. 2017/Бюллетень медицинских интернет-конференций
6. Чумаков М.В. Эмоциональные аспекты волевого усилия. Психология. Психофизиология/2009
7. Чумаков М.В. Эмоционально-волевая регуляция деятельности как интегральный процесс. Вестник Курганского государственного университета/2008
8. Болта-Зода С.С. Влияние музыки на человека. 2021/Academy
9. Благина А.А.; Симольянинова С.В.; Синельников С.Н. Музыкальное кондиционирование как метод коррекции психических состояний операторов. 2016/Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина
10. Бородина Е.А.; Покровская С.В.; Телышева Н.Н. Воздействие музыки на личность и социум. 2020/Мир науки, культуры, образования
11. Борисова В.А. Роль классической музыки в жизни современного человека 2021/Дни науки и инновации НОВГУ
12. Батыршина А.Р., Мазилова В.А.; Историческая представленность категорий «Воля» и «Волевая регуляция» в отечественных учебниках психологии. 2014/Ярославский педагогический вестник
13. Выскочил Н.А.; Насуленко В.Н.; Старикова И.В.; О некоторых вопросах изучения эмоционального отношения человека к акустическим событиям. 2011/Экспериме
Опираясь на полученные результаты, испытуемые были уравнены по эмоционально-волевым характеристикам и разделены на две группы экспериментальную и контрольную. Во время прохождения эксперимента испытуемым было предложено пройти японский тест на внимательность, им была предложена картинка, в текстурах которой необходимо было найти спрятанные предметы (Приложение 1.3). Время прохождения было ограничено – 10 минут. Также была поставлена задача сосредоточиться и не отвлекаться.
В контрольной группе испытуемые выполняли задание без музыкального сопровождения. В экспериментальной группе испытуемые сначала прослушивали музыку Моцарта симфония №40, затем приступали к выполнению задания под музыку Ференца Листа Венгерская рапсодия №2. Проведение эксперимента, как в контрольной группе, так и в экспериментальной, фиксировалось на видеокамеру, установленную в аудитории, записи которой были использованы в дальнейшем для более тщательного анализа. Благодаря смартфона