Проектирование и изготовление объектов декоративно-прикладного искусства в технике художественной росписи ткани
Введение
Декоративно-прикладное искусство - это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественной и частной жизни, и художественная обработка предметов утилитарного назначения (посуда, мебель, ткани, инструменты, транспортные средства, одежда, ювелирные изделия, игрушки и т.д.), при обработке материалов (металл, дерево, керамика, стекло, текстиль, ткани и т.д.).
С давних времен людей сопровождали текстильные ремесла, и сегодня они занимают одно из важных мест в современном обществе. Своеобразным и интересным видом народно-прикладного искусства является художественная роспись ткани. Узорчатые ткани различного назначения, пожалуй, как никакой другой вид декоративно-прикладного искусства, активно внедряют художественную культуру в повседневную жизнь. Их массовое производство заставляет нас уделять особое внимание изучению искусства дизайна тканей. Это уходит своими корнями в далекое прошлое. Искусство росписи ткани имеет долгую историю. Скорее всего, с
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Проектирование как основа профессиональной деятельности в области арт-дизайна 4
1.1 История возникновения и развития арт-дизайна 5
1.2 Особенности проектирования изделий арт-дизайна 6
1.3 Востребованность изделий арт-дизайна в технике художественной росписи ткани на современном потребительском рынке 7
Глава 2. Художественная роспись ткани как вид декоративно-прикладного искусства 9
2.1 История происхождения техники художественной росписи по ткани 9
2.2 Особенности декоративной композиции для художественной росписи по ткани 13
2.3 Выбор цветогармонических сочетаний в декоративной композиции для художественной росписи по ткани 17
2.4 Особенности технологий художественной росписи по ткани 18
Глава 3. Изготовление арт-объекта с использованием техники художественной росписи «Батик» 23
3.1 Концептуальное решение проектируемого арт-объекта 23
3.2 Эскизный проект 23
3.3 Особенности технологии изготовления и декорирования проектируемого арт-объекта декоративной композиции для художественной росписи по ткани 23
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Приложения 27
Список использованной литературы
1 Беляева, С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учебник для начального профессионального образования / С.Е. Беляева. - Москва: Академия, 2007.- 203 с.
2 Бесчастнов, Н.П. Художественный язык орнамента: учебное пособие для вузов / Н.П. Бесчастнов. - Москва: ВЛАДОС, 2010.- 335 с.
3 Благова, Т.Ю. Теория и методология дизайна: учебное пособие / Т.Ю. Благова. – Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2008. – 90 с.
4 Волков, Н.Н. Цвет в живописи / Н.Н. Волков. - Москва: Изобразительное искусство, 1997. - 216 с.
5 Гильман, Р.А. Художественная роспись тканей: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Р.А. Гильман; рец.: Б.П. Юсов, В.В. Корешков. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 160 с.
6 Голубев, В.В. Профессиональная подготовка студента-дизайнера в условиях перехода к многоступенчатой модели высшего образования в Республике Беларусь. В 2 частях. Часть 2. Актуальные проблемы гуманитарного образования: материалы II МНПК. – Минск: Колороград, 2015. – 234 с.
7 Давыдов, С.Г. Батик. Техника. Приемы. Изделия: энциклопедия / С.Г. Давыдов. - Москва: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005. - 184 с.
8 Искусство батика. Энциклопедия художника. - Москва: Внешсигма, 2001. - 111 с.
9 Константинова, С.С. История декоративно-прикладного искусства: конспект лекций / С.С. Константинова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 188 с.
10 Логвиненко, Г.М. Декоративная композиция: учебное пособие для вузов / Г.М. Логвиненко. - Москва: ВЛАДОС, 2008. – 144 с.
11 Пипер, А. Роспись по ткани: изысканные мотивы для современного интерьера / А. Пипер; ред. Н.М. Фонякова. - Москва: АРТ-РОДНИК, 2007. - 47 с.
12 Прекрасное своими руками: Народные художественные ремесла: сборник / сост. С.С. Газарян; рис. и оформ. В. Белова. - Москва: Детская литература, 1979. - 158 с.
13 Резинкина, Л.В. Современные проблемы развития дизайн-образования: историко-культурный контекст / Л.В. Резинкина, Н.А. Дромова // Человек и образование. – 2018. – №3. – С.33-39.
14 Синеглазова, М.О. Батик / М.О. Синеглазова. - Москва: Издательский дом МСП, 2004. - 267 с.
15 «Апельсины и ящерки»: мастер-класс по холодному батику // Журнал Ярмарки Мастеров [Электронный ресурс]. - URL: https://www.livemaster.ru/topic/101729-apelsiny-i-yascherki-master-klass-po-holodnomu-batiku?msec=53 . – (дата обращения: 25.12.2022)
16 Color Animals - Jess Volinski: иллюстрация // Pinterest [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.pinterest.com/pin/35747390783569622/?mt=login . – (дата обращения: 16.12.2022)
17 Stickers Party - Jess Volinski: иллю
Начиная с двадцатого века японский костюм стал более роскошным, чем когда-либо. Стремление к сложности одежды привело к искусству чередования цветов складок и одежды и тщательному размещению рисунка, который не должен теряться в складках. Рисунки, полученные в технике трафарета, заменяются градуированной ручной росписью. Часто применялась узелковая техника окрашивания, которая заключалась в завязывании на ткани определенно расположенных узлов и уже после этого опускании материи в красильный раствор. Также с начала IX века стали использовать трафареты и производить окрашивание со специальным защитным составом.
С течением веков предпочтения меняются: например, в семнадцатом веке в моду входит орнамент с гербами, а к концу VI века значение сюжетного узора будет оценено в полной мере, и целые картины будут перенесены на ткань для кимоно и ширм. Техника набора текста продолжает развиваться, и в ко