Правление и реформы царя Бориса Годунова. Освещение проблемы в школьном курсе истории

Скачать дипломную работу на тему: "Правление и реформы царя Бориса Годунова. Освещение проблемы в школьном курсе истории". В которой изучен опыт историографического осмысления правления царя Бориса Годунова. Проведен анализ школьных учебников по теме исследования.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
09.09.2025
Объем файла
157 Кб
Количество страниц
59
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
XVII в. занимает в истории России особенное место. Этот век ознаменовался возникновением абсолютной монархии, значительными политическими изменениями, интенсивной законодательной деятельностью, серьезными социальными потрясениями, экономическим подъемом, религиозными исканиями, новыми направлениями развития в культуре, общественной жизни и государственной идеологии, войнами, расширением международных контактов и широкой европеизацией России.
В XVII в. страна впервые столкнулась с проблемами, решение которых определило бы судьбу страны. Век начался с социально-экономического и политического кризиса, усугубленного крайне неблагоприятными внешне политическими условиями. Он мобилизовал народные и общественные силы в России, заставив их искать компромиссы, проводить реформы, менять и совершенствовать законодательную базу и находить новые формы политического и социального существования.
В свою очередь, периоды царствования Бориса Годунова часто незаслуженно обходят вниман

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВЛЕНИЯ И РЕФОРМ ЦАРЯ БОРИСА ГОДУНОВА……………………...…………………………………..12
1.1. Исторический портрет Бориса Федоровича Годунова…………………...12
1.2. Правление царя Бориса Годунова………………………………………….14
1.3. Реформы царя Бориса Годунова…………………………………………...19
ГЛАВА 2. ОСВЕЩЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВЛЕНИЯ И РЕФОРМ ЦАРЯ БОРИСА ГОДУНОВА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ…...……..……..…24
2.1. Опыт историографического осмысления правления царя Бориса Годунова………………………………………………………………………….24
2.2. Сравнительный анализ реформ Бориса Годунова и Петра I……………..37
ГЛАВА III. ПРАКТИЧЕСКАЯ (МЕТОДИЧЕСКАЯ) ЧАСТЬ …………….....41
3.1. Анализ школьных учебников по теме исследования….………………….41
3.2. Методическая разработка урока истории на тему: «Легитимность царя Бориса Годунова»………………………………………………………………..47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……....57

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

I. Источники

Нормативные правовые акты

1. ФГОС Среднее общее образование Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 11.12.2020). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo Дата обращения: 15.10.2022.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/. Дата обращения: 10.11.2022.

3. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).  [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. Дата обращения: 10.11.2022.

Документальные материалы

4. Исаак Масса. Краткое известие о начале и происхождении современных войн и смут в Московии, случившихся до 1610 года за короткое время правления нескольких государей. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/mas_txt.htm. Дата обращения: 04.01.2023.

5. Новый летописец, составленный в царствование Михаила Феодоровича / издан по списку князя Оболенского. - Москва : в Университетской типографии, 1853. -IV, 190, VIII, 11 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.prlib.ru/item/1090884?ysclid Дата обращения: 02.01.2023.

II. Литература

6. Айвазян С.А. Реформы государева двора правительства Бориса Годунова. // Вестник Юридического института МИИТ. 2016. № 4 (16). С. 176-178.

7. Бычкова 2006 – Бычкова М.Е. Святость символов власти московских государей // Проблема святых и святости в истории России. -М., 2006. С. 174–182.

8. Большой юридический словарь / В. А. Белов и др.; под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. - 2. изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2003. - 703 с.

9. Вебер, Макс (1864-1920.). Избранные произведения : Пер. с нем. / М. Вебер. - М. : Прогресс, 1990. 804 с.

10. Вдовых Д.А. Отечественная просветительская традиция XV-XVII вв. В социально-политическом измерении. // Проблемы современного образования. 2022. № 3. С. 102-111.

11. Воробьев А. В. Елецкие дети боярские накануне Смутного времени (по данным Елецкой десятни 1604 г.) // Российское дворянство (XII–начало XX века) : актуальные проблемы исторического исследования : сб. материалов конференции студентов, аспирантов и аспирантов и молодых ученых, Санкт-Петербург, 3-5 мая 2007 г. СПб., 2007. С. 34-40. 

12. Гамаюнов А. И. Лебедянь. Близость начала // Записки Липецкого обл. краевед. обва. Липецк, 2005. Вып. 4. 80 с.

13. Глазьев В. Н. Города–крепости Российского Черноземья в 1604––1618 гг.: гражданская война и ее преодоление // Вестник ВолГУ. Серия 11. С.8-10.

14. Гладких В.А., Начапкин М.Н.  «Временник» Ивана Тимофеева как исторический источник и документ о событиях Смутного времени. //: Документ в современном обществе: на пути к междисциплинарному изучению. Материалы XV Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Екатеринбург, 2022. С. 235-241.

15. Головачева Ю.А. Изучение причин и последствий русской смуты конца XVI - начала XVII веков. // Лучшая студенческая статья 2018. сборник статей XIV Международного научно-исследовательского конкурса: в 4 ч.. 2018. С. 12-17.

16. Гумилев Л. От Руси к России. -Москва: Издательство АСТ, 2002. 405 с. 

17. Денисова А.С. Династия Годуновых: неоднозначная фигура царя Бориса. // Переломные моменты истории: люди, события, исследования. Материалы международной научной конференции, посвященной 350-летию со дня рождения Петра Великого: в 3 т.. Санкт-Петербург, 2022. С. 545-549.

18. Доган М. Легитимность

Было хорошо знакомо с историческими воззрениями французского Просвещения, в самой России, М.В.Тредиаковский много лет переводил многотомные французские труды по истории Древнего Рима. Кроме того, известны исторические труды Сумарокова по отечественной истории, императрица Екатерина II написала «Записки касательно российской истории», о которых сама же создала пьесу. Когда Сумароков опубликовал свою трагедию, он поместил в начале книги портрет Лжедмитрия, подчеркнув тем самым историчность своей трагедии, реальность как событий, так и исторических личностей, смоделировавших его трагедию, не случайно.
При этом многие историки бы ли не  тол ько писателями, но и публицистами (например, Г.Ф.Миллер, М.М.Щербатов, а так же люди, пробовавшие себя на  историографическом поприще, так ие, как В.П.Сумароков, М.В.Ломоносов, Екатерина II). Ситуация эта продолжится и в XIX веке, когда историограф Н.М. Карамзин выступал и как писатель, и как публи