Правление и реформы царя Бориса Годунова. Освещение проблемы в школьном курсе истории
ВВЕДЕНИЕ
XVII в. занимает в истории России особенное место. Этот век ознаменовался возникновением абсолютной монархии, значительными политическими изменениями, интенсивной законодательной деятельностью, серьезными социальными потрясениями, экономическим подъемом, религиозными исканиями, новыми направлениями развития в культуре, общественной жизни и государственной идеологии, войнами, расширением международных контактов и широкой европеизацией России.
В XVII в. страна впервые столкнулась с проблемами, решение которых определило бы судьбу страны. Век начался с социально-экономического и политического кризиса, усугубленного крайне неблагоприятными внешне политическими условиями. Он мобилизовал народные и общественные силы в России, заставив их искать компромиссы, проводить реформы, менять и совершенствовать законодательную базу и находить новые формы политического и социального существования.
В свою очередь, периоды царствования Бориса Годунова часто незаслуженно обходят вниман
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВЛЕНИЯ И РЕФОРМ ЦАРЯ БОРИСА ГОДУНОВА……………………...…………………………………..12
1.1. Исторический портрет Бориса Федоровича Годунова…………………...12
1.2. Правление царя Бориса Годунова………………………………………….14
1.3. Реформы царя Бориса Годунова…………………………………………...19
ГЛАВА 2. ОСВЕЩЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВЛЕНИЯ И РЕФОРМ ЦАРЯ БОРИСА ГОДУНОВА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ…...……..……..…24
2.1. Опыт историографического осмысления правления царя Бориса Годунова………………………………………………………………………….24
2.2. Сравнительный анализ реформ Бориса Годунова и Петра I……………..37
ГЛАВА III. ПРАКТИЧЕСКАЯ (МЕТОДИЧЕСКАЯ) ЧАСТЬ …………….....41
3.1. Анализ школьных учебников по теме исследования….………………….41
3.2. Методическая разработка урока истории на тему: «Легитимность царя Бориса Годунова»………………………………………………………………..47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……....57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
I. Источники
Нормативные правовые акты
1. ФГОС Среднее общее образование Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 11.12.2020). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo Дата обращения: 15.10.2022.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/. Дата обращения: 10.11.2022.
3. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. Дата обращения: 10.11.2022.
Документальные материалы
4. Исаак Масса. Краткое известие о начале и происхождении современных войн и смут в Московии, случившихся до 1610 года за короткое время правления нескольких государей. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/mas_txt.htm. Дата обращения: 04.01.2023.
5. Новый летописец, составленный в царствование Михаила Феодоровича / издан по списку князя Оболенского. - Москва : в Университетской типографии, 1853. -IV, 190, VIII, 11 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.prlib.ru/item/1090884?ysclid Дата обращения: 02.01.2023.
II. Литература
6. Айвазян С.А. Реформы государева двора правительства Бориса Годунова. // Вестник Юридического института МИИТ. 2016. № 4 (16). С. 176-178.
7. Бычкова 2006 – Бычкова М.Е. Святость символов власти московских государей // Проблема святых и святости в истории России. -М., 2006. С. 174–182.
8. Большой юридический словарь / В. А. Белов и др.; под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. - 2. изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2003. - 703 с.
9. Вебер, Макс (1864-1920.). Избранные произведения : Пер. с нем. / М. Вебер. - М. : Прогресс, 1990. 804 с.
10. Вдовых Д.А. Отечественная просветительская традиция XV-XVII вв. В социально-политическом измерении. // Проблемы современного образования. 2022. № 3. С. 102-111.
11. Воробьев А. В. Елецкие дети боярские накануне Смутного времени (по данным Елецкой десятни 1604 г.) // Российское дворянство (XII–начало XX века) : актуальные проблемы исторического исследования : сб. материалов конференции студентов, аспирантов и аспирантов и молодых ученых, Санкт-Петербург, 3-5 мая 2007 г. СПб., 2007. С. 34-40.
12. Гамаюнов А. И. Лебедянь. Близость начала // Записки Липецкого обл. краевед. обва. Липецк, 2005. Вып. 4. 80 с.
13. Глазьев В. Н. Города–крепости Российского Черноземья в 1604––1618 гг.: гражданская война и ее преодоление // Вестник ВолГУ. Серия 11. С.8-10.
14. Гладких В.А., Начапкин М.Н. «Временник» Ивана Тимофеева как исторический источник и документ о событиях Смутного времени. //: Документ в современном обществе: на пути к междисциплинарному изучению. Материалы XV Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Екатеринбург, 2022. С. 235-241.
15. Головачева Ю.А. Изучение причин и последствий русской смуты конца XVI - начала XVII веков. // Лучшая студенческая статья 2018. сборник статей XIV Международного научно-исследовательского конкурса: в 4 ч.. 2018. С. 12-17.
16. Гумилев Л. От Руси к России. -Москва: Издательство АСТ, 2002. 405 с.
17. Денисова А.С. Династия Годуновых: неоднозначная фигура царя Бориса. // Переломные моменты истории: люди, события, исследования. Материалы международной научной конференции, посвященной 350-летию со дня рождения Петра Великого: в 3 т.. Санкт-Петербург, 2022. С. 545-549.
18. Доган М. Легитимность
Было хорошо знакомо с историческими воззрениями французского Просвещения, в самой России, М.В.Тредиаковский много лет переводил многотомные французские труды по истории Древнего Рима. Кроме того, известны исторические труды Сумарокова по отечественной истории, императрица Екатерина II написала «Записки касательно российской истории», о которых сама же создала пьесу. Когда Сумароков опубликовал свою трагедию, он поместил в начале книги портрет Лжедмитрия, подчеркнув тем самым историчность своей трагедии, реальность как событий, так и исторических личностей, смоделировавших его трагедию, не случайно.
При этом многие историки бы ли не тол ько писателями, но и публицистами (например, Г.Ф.Миллер, М.М.Щербатов, а так же люди, пробовавшие себя на историографическом поприще, так ие, как В.П.Сумароков, М.В.Ломоносов, Екатерина II). Ситуация эта продолжится и в XIX веке, когда историограф Н.М. Карамзин выступал и как писатель, и как публи