Административная преюдиция в уголовном праве и правоприменении
Введение
Актуальность темы исследования. Реализация уголовно-правовой политики государства осуществляется в том числе с помощью таких механизмов как криминализация и декриминализация деяний. Устойчивой тенденцией развития уголовно-правовой политики Российской Федерации за 2009-2023 гг. является использование для этих целей института административной преюдиции.С принятием действующего Уголовного кодекса РФ 1996 года административная преюдиция была исключена из норм закона, однако начиная с 2009 года вводится во многие составы преступлений.Вместе с тем, институт административной преюдиции остается недостаточно изученным в теории уголовного права и вызывает многочисленные дискуссии со стороны теоретиков и практиков. Так, в Общей части УК РФ не закреплено понятие и признаки административной преюдиции, отсутствует единый законодательный подход к конструкции норм с ее использованием, не всегда обоснованно применяются различные виды преюдиции.
Оглавление
Введение3
Глава 1. Понятие и история административной преюдиции в уголовном праве России6
Понятие административной преюдиции в уголовном праве России6
История административной преюдиции в отечественном уголовном праве12
Глава 2. Административная преюдиция в действующем российском уголовном законодательстве19
Административная преюдиция на современном этапе развития19
Преступления с административной преюдицией в УК РФ и их
общественная опасность25
Административная преюдиция как способ криминализации и
декриминализации деяний40
Глава 3. Административная преюдиция в уголовном праве России: проблемы правого регулирования и применения, возможные пути развития
3.1 Проблемы правового регулирования, квалификации преступлений с административной преюдицией
3.2 Судебная практика применения статей с административной преюдицией: анализ проблем
3.3 Пути совершенствования уголовно-правовых норм с административной преюдицией на практике
Заключение
Список использованной литературы и источников
Список использованной литературы и источников
Нормативно – правовые акты и иные официальные источники
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (в ред. от 21 июля 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. ‒ 2014. ‒ № 30, ч. 1. ‒ Ст. 4202.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63- ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2001. – № 52. – Ст. 4921.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 № 95-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. – № 30. – Ст. 3012.
Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Кодексы Республики Беларусь. Электрон. дан. URL: http://xn----ctbcgfviccvibf9bq8k.xn--90ais/statya-32 (дата обращения 14.02.2023).
Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2021) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 13. – Ст. 1447; 2021. – N 27 (часть I). – Ст. 5045
Указ Президента Российской Федерации от 09 июня 2010 г. № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» // Президент России [официальный сайт]. Режим доступа свободный. URL : http://www.kremlin.ru/acts/bank/31218 (дата обращения 14.02.2023).
Для того чтобы определить понятие административной преюдиции и раскрыть ее содержание, необходимо начать с такой категории как «преюдиция» вообще. Преюдиция в переводе с лат. (prejudicium) означает «предрешение вопроса, заранее принятое решение, обстоятельство, позволяющее судить о последствиях» . Понятие преюдиции используется в российском законодательстве преимущественно в процессуальной сфере. Так в ст. 90 УПК РФ, ст. 61 ГПК РФ, ст. 64 КАС РФ и ст. 69 АПК РФ закреплена обязательность для суда обстоятельств, установленных вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному делу. В процессуальном законодательстве также отмечено, что такие обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию. Однако преюдиция находит свое отражение и в материальных отраслях права, в частности для уголовного права характерна административная преюдиция. Легальное определение административной преюдиции в уголовном и административном законодательстве отсутствует. В доктрине уголовного права России также отсутствует единый подход при определении понятия административной преюдиции.
Ч.Ф. Мустафаев рассматривал административную преюдицию как «придание уголовно-правовой нормой факту законного и обоснованного применения административного взыскания за проступок значения необходимого предварительного условия признания совершенного после этого такого же или аналогичного по объективной стороне деяния преступлением» .