Погребальный обряд и культовые практики с использованием животных у Якутов.
Введение
Актуальность исследования: Животные всегда занимали почетное место в культуре якутов. В основных регионах Якутии, где в основном проживали якуты в Центральных и Вилюйских районах, существовали культы для поклонения, обожествления различных животных. Погребальные обряды, поверья, связанные с животными, сохранялись вплоть до середины XX века как традиционное, устойчивое явления, сохранившаяся в культуре якутов. Для якутов лошадь и крупный рогатый скот являлись сакральным животным. Лошадь использовалась в хозяйственной деятельности и в ритуалах, отмечая ее сакральность. При жертвоприношениях лошадь считалась наилучшим подаянием для духов верхнего и нижнего мира. В обряде посвященному летнему солнцестоянию лошадь играла главную роль.
На сегодняшний момент собран большой археологический и этнографический материал в исследовании погребального и культового обряда связанных с животными. Изучение подобных памятников, источников дает нам большое количество информации для заполнени
СОДЕРЖАНИЕ
Изучение погребальной и культовой обрядности якутов с применением животных у якутов (XX – начало XXI вв.).
Глава 2. Домашние животные в погребальных обрядах Якутов
2.1.Погребение человека с конем
2.2. Погребения человека с элементами конского снаряжения
2.3.Погребение верхового коня
2.4.Погребение с крупно рогатым скотом
2.4.Погребения собаки
Глава 3. Животные в культовой и обрядовой практике
3.1. Домашние животные в культах и обрядах
Культ коня у якутов
3.2.Дикие животные в культах и обрядах
Список литературы не найден
им способом объясняется мировоззрением якутов о долгом путешествии в загробный мир (мир предков), в котором верный конь после смерти должен был помогать своему хозяину в загробном мире.
Описание такого погребения приводит Я. Линденау [Линденау Я. И., 1983]. На восточной стороне могилы богатого, в ногах покойного вырывали отдельную яму, куда сбрасывали засеченную до смерти лошадь в сбруе. В яме, находившейся немного подальше от могилы, закапывали двух лошадей. После этого гроб накрывали древесной корой и могилу забрасывали землей. По углам могилы вбивали шесты с насаженными на них деревянными изображениями птиц, которые назывались олуу суора-тураага, - вороны и вороны смерти. Они сопровождали душу покойника. Затем, валили на землю несколько кобыл, вспарывали им брюхо и вырывали сердце. Снятые шкуры вешали на деревья. Мясо варили, жарили и съедали. После этого все расходились по домам. В заключении Я. Линденау отмечает, что так совершали похороны богатые якуты.
Такой обычай называ