История российско-японских отношений (1855-1945 гг.) и её изучение на уроках истории в средней общеобразовательной школе
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. История российско-японских отношений ввиду специфики взаимодействует со смежными дисциплинами и требует пристального внимания в глобальном и междисциплинарном контексте. Следует понимать, что ни Россия, ни Япония не существуют в изоляции. Их взаимодействие происходит в сложной системе международных отношений, что не всегда раскрывается в школьных учебниках, и, как следствие, история российско-японских контактов воспринимается обучающимися упрощенно. Без глубокого понимания международных отношений роль России в мировой истории может быть искажена, что противоречит федеральному государственному образовательному стандарту. С каждым годом количество научных открытий увеличивается, что становится возможным благодаря использованию нейросетей, которые уже сегодня применяются для работы с архивными данными.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ РОССИЙСКО – ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЙ (1855 – 1945 ГГ.)
1. Российско-японские отношения в контексте международных событий (1855 – 1917 гг.)
2. Японская военная интервенция на Российском Дальнем Востоке (1918 – 1922 гг.)
3. Советско-японские отношения через призму геополитических системообразующих событий (1922 – 1945 гг.)
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1. Ретроспективный анализ учебной литературы по истории российско-японских отношений на уровне средней общеобразовательной школы
2. Индивидуальная образовательная траектория обучающихся в средней общеобразовательной школе на уроках истории: в контексте современных образовательных подходов и законодательства России
3. Авторская разработка индивидуальной образовательной траектории на основе таксономии Р. Марцано для обучающихся по теме: «История российско-японских отношений (1855 – 1945 гг.)»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Абрамова Г. С. Алгоритмы работы психолога со взрослыми. – М.: Академический проект, 2003. – 224 с.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / Аль-фред Адлер, пер. с англ. А. Боровикова. – М.: Гаудеамус, 2015. – 232 с.
3. Акулова О. В. Современная школа: опыт модернизации / О. В. Акулова, С. А. Писарева, А. П. Тряпицына и др. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. – 290 с.
4. Берёзкин А. В. Октябрьская революция и США (1917 – 1922 гг.). – М.: Наука, 1967. – 500 с.
5. Билим Н. Н. Меморандум Танака: миф или реальность // Народы России, Сибири и стран Востока: история и современность. Материалы Международной научной конференции. – Иркутск: Репроцентр+, 2021. – С. 62 – 65.
6. Богданович Т. Очерки из прошлого и настоящего Японии. – СПб.: Тип. Товарищества «Просвещение», 1905. – 442 с.
7. Болотов В. А. Действия педагога и ученика в различных образова-тельных системах. – М., 2013. – С. 50 – 57.
8. Бордюгов Г. А., Мин Гён Хён. Япония в зеркале российских школьных учебников по истории // Ежегодник Япония. 2010. № 39. [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yaponiya-v-zerkale-rossiyskih-shkolnyh-uchebnikov-po-istorii (дата обращения: 04. 05. 2023).
9. Ванденберг X. Историческое развитие Японии. – СПб.: Тип. И. Н. Кушнерева и К., 1905. – 463 с.
10. Вассоевич А. Когда же началась Вторая мировая // Невское время. 2015. 4 сентября. – С. 5.
В XIX веке Японию открывают западные державы после длительного периода изоляции. В конце марта 1854 г. был подписан Договор о мире и дружбе между Японией и США (Канагавский договор), согласно которому японская сторона обязывалась обеспечивать углем и продовольствием американские корабли, а также открыть порты Симода и Хакодатэ для США с правом учредить там свои консульства . Над Россией нависла геополитическая угроза проиграть процесс раздела сфер влияния на Дальнем Востоке допустив иностранные державы к Амуру, как ключу к своим восточным территориям. Границы государств играли важную роль в мировых геополитических процессах . По мнению профессора Го Юйци: «Близость Японии и России приводит к геополитическому противодействию, которые диктуются категорией «интересов». Понятие государственных интересов фактически совпадает с формулировкой национальных интересов и понятием национальной безопасности» . Между тем, Николай I поспешил направить в Японию свою миссию во главе адмиралом Е. В. Путятиным, которая прибыла туда в 1853 г., сразу вслед за американской эскадрой. Спустя год Путятин появился в Симоде (близ Эдо), где в начале 1855 г. был подписан Договор о дружбе и торговле между Россией и Японией («Симодский трактат») . Он предусматривал открытие для русских торговых судов портов Хакодатэ, Нагасаки и Симода, и учреждение в одном из них российского консульства, а также постройку православного храма. Южная часть Курил (Итуруп, Кунашир, Шикотан и островки Хабомаи) отходила к Японии, к северу от Итурупа – к России, а статус Сахалина оставался неопределенным. Статья II: «Что касается острова Крафто (Сахалина), то он остается неразделенным между Россией и Японией, как было до сего времени…» . Российская позиция была относительно мягкой, поскольку в условиях Крымской войны (включая англо-французские обстрелы Камчатки) Россия стремилась не осложнять отношения с еще одной страной.