Словесное рисование как способ активизации словарного запаса обучающихся на уроках русского языка
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В современном образовательном пространстве развитие коммуникативных навыков учащихся, включая развитие речевых навыков и активизацию словарного запаса на уроках русского языка, является одной из главных задач. Умение свободно и грамотно выражать свои мысли является неотъемлемой частью успешного общения и академической деятельности. Однако многие учащиеся испытывают трудности с расширением своего словарного запаса и использованием новых слов в речи.«Словесное рисование» как способ активизации словарного запаса обучающихся на уроках русского языка (система творческих заданий по развитию речи обучаемых);Объектом исследования являются способы активизации словарного запаса обучающихся на уроках русского языка, предметом исследования является разработка творческих заданий по развитию речи обучаемых.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Активизации словарного запаса обучающихся на уроках русского языка как методическая проблема
1.Способы активизации словарного запаса обучающихся на уроках русского языка
2.Словесное рисование как способ активизации словарного запаса обучающихся
Выводы по 1 главе
Глава 2. Разработка системы творческих заданий по развитию речи обучаемых на уроках русского языка
1. Методическое обоснование дидактического материала для обучения словесному рисованию
2. Творческие задания по развитию речи обучаемых на уроках русского языка
Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованной литературы
Список использованной литературы
Баранов М. Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. - М.,1988.
Быстрова Е. А., Львова С.И., Капинос В. И. и др. /Под ред Е. А. Быстровой. Обучение русскому языку в школе. -Учебное пособие - М.2004.
Быстрова Е.И. Цели обучения русскому языку или какую компетенцию мы формируем на уроках.//Русская словесность. – 2003 - №1.
Будатов Р.А. В защиту понятия «слово» - Вопросы языкознания – 1983 - №1
Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. – 2-е изд. –М.,1972Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. Пособие для учителя. - М.,1988Звегинцев В.А. Социальное и лингвистическое в социолингвистике - Известия АН СССР. - 1982. - Вып. 3.
Звегинцев В.А. Теоретическая и прикладная лингвистика. - М., 1967.
Купалова А. Ю. и др. Русский язык .Практика. Сборник задач и упражнений./ Научн. редактор В. В. Бабайцева. - М., 2012
Леонтьев А. А. Психологические проблемы массовой коммуникации - . М.1974Лунева Л.П., Иванова С.Ю., Лунева С.В. «...Как слово наше отзовется…» - «Русская словесность» - 1/2009
Машевская Л. В., Данбицкая Л. В. Творческие задачи по русскому языку. - Спб., 2003
Методика преподавания русского языка / Под ред. М.Т. Баранова. – М., 1990.
Основы методики русского языка в 4 – 8 классах /Под ред. А.В. Текучева. – М., 1983.
Пахомова Т.М. Знания о слове и тексте как основа формирования речевых умений и навыков./ Лингвистические знания – основа умений и навыков. Пособие для учителя./Сост. Т.А.Злобина. - М.,1985Прудникова, А.В. Лексика в школьном курсе русского языка. – М., 1979. 17. Примерные программы основного общего образования. Русский язык.- М.,2009 – (Стандарты второго поколения).
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык – М., 2002г.
Сенина Н.А., Глянцева Т. Н., Гурдаева Н. А. Русский язык. Нормы речи. «Заговори, чтоб я тебя увидел»: учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенций. - Рн/Д.,2013Симакова Е.С. Словарные слова.
Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка опирается на следующие предпосылки (условия), реализуемые в учебном процессе: лингвистические (некоторая сумма знаний учащихся о языке, с которой органически связана работа над значением и употреблением слов); психологические (знания учителя о процессе усвоения детьми новых слов); дидактические (знания детей о мире, о самом себе, а также знания учителя об особенностях учебного процесса по русскому языку). Они являются как бы фоном, на котором более успешно происходит обогащение словарного запаса учащихся.Лингвистические предпосылки - это минимум базовых для словарной работы знаний школьников о языке и соответствующих им базовых учебно-языковых умений. К базовым относятся те знания о языке, которые помогают раскрыть слово: как единицу лексической системы языка; как элемент грамматической системы языка; как элемент стилистической дифференциации языка. Базовые учебно-языковые знания обеспечивают формирование у школьников умение правильно употреблять новые и известные слова в соответствии с их значениями и сферами употребления.Базовые лексикологические понятия характеризуют слово: как номинативную единицу языка; как совокупность разных лексических значений; как элемент лексической парадигмы; как носителя информации о происхождении и употреблении слова; как элемент стилистической дифференциации языка. Большинство понятий, характеризующих слово с указанных точек зрения, включены в действующую программу. Их изучение обеспечивает необходимые лексикологические условия для работы по обогащению запаса слов у учащихся.