Имущественные и наследственные правоотношения членов семьи в традиционном карачаевском обществе
Аннотация. В соционормативной культуре любого народа правовые отношения играют важнейшую роль. Автор ставит вопрос о более активном использовании интегративных возможностей обычного права в решении многих острейших проблем, учете в федеральных кодексах и законодательстве субъектов Российской Федерации местной специфики при четком разграничении сферы компетенции разных систем права. При всестороннем знакомстве с функциями адатов, регулирующих семейные отношения в традиционных обществах и их значении, с такой постановкой вопроса трудно не согласиться. В политической истории часто происходит приспособление внешних правовых и законодательных основ к местным реалиям - образу жизни, традициям, исторически сложившимся этикоправовым нормам.
Список литературы:
Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов (XIII-XIXв.) / Сост. В.К. Гарданов. Нальчик, 1974 г.
Батчаев В.М. Из истории традиционной культуры балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1986.
3.Карачаевцы. Историко-этнографический очерк. Черкесск, 1978.
Кучмезова М.Ч. Соционормативная культура балкарцев: традиции и современность. Нальчик., 2003.
Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. М,1961.
Малкандуев Х.Х. Этническая культура балкарцев и карачаевцев. Нальчик., 2001.
Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Одесса, 1882. Вып.1.
Невская В.П. Социально-экономическое развитие Карачая в XIX в. (дореформенный период). Черкесск, 1960.
Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М., 1983.
Полевой материал автора. Каракотов Амыр. 1935 г.р. Карачаево-Черкесская республика, г. Карачаевск.
Полевой материал автора. Акбаева Зенфира . 1938 г.р. Карачаево-Черкесская республика, г. Карачаевск.
Недвижимое имущество традиционной семьи состояло из жилого комплекса, хозяйственных построек, пахотных и покосных участков. Движимое имущество - это мелкий и крупный рогатый скот, лошади, тягловая сила, домашняя обстановка, кухонная утварь, продукты сельскохозяйственного труда и т. д. «Двор является совокупностью нескольких родственных семей, владеющих сообща как движимым, так и недвижимым имуществом»,- писали о семейных общинах В. М. Миллер и М. М. Ковалевский, побывавшие в Карачае во второй половине XIX в.[3, с.207].Материальное благосостояние и имущественно-правовые отношения зависели в традиционном карачаевском обществе от принадлежности к тому или иному сословию. Отношение социальных сословий к основным средствам производства, в том числе к земле, также нашло отражение в адатах. В Карачае социальная структура была представлена несколькими группами: таубии, ёздени, каракиши, чагары, казаки и карауаши. После отмены крепостного права сложная иерархия была разрушена, хотя большинство привилегий оставалось за таубиями и ёзденям.