Особенности функционирования рынка чистой монополии в современных условиях и возможности его развития на примере рынка «Газпром»
Введение
Монополия происходит от греческих слов: «monos» – один, единственный и «poleo» – торгую, продаю. В экономической теории чистая монополия представляет собой такую рыночную структуру, в которой одна фирма является поставщиком товара, не имеющего на рынке близких заменителей. Чистая монополия в теории А. О. Курно должна добиваться максимизации прибыли, когда предельный доход (дополнительный доход, получаемый при продаже дополнительной единицы товара) равен предельным издержкам (дополнительные издержки на производство дополнительной единицы товара). Если бы чистая монополия существовала на практике, она бы имела возможности постоянно увеличивать цену на товары, обеспечивая себе максимум прибыли. К сожалению, тема чистой монополии не была должным образом охвачена исследовательским вниманием, хотя можно было рассмотреть такие аспекты, как влияние денежной системы чистой монополии на экономику, почему монополист остается единственным на рынке.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты рынка чистой монополии 5
Сущность и значение рынка чистой монополии 5
Содержание рынка чистой монополии 7
Оценка эффективности рынка чистой монополии……9
Глава 2. Анализ современного состояния рынка чистой монополии в отечественной экономике на примере компании «Газпром»12
Динамика основных показателей компании «Газпром» 12
Основные факторы, влияющие на состояние компании «Газпром»15
Основные социальные последствия динамики компании «Газпром»19
Глава 3. Перспективы развития газового рынка в современной России 22
3.1. Основные проблемы газового рынка в отечественной экономике22
3.2. Возможности развития газового рынка в отечественной экономике24
Заключение27
Не найдено
Чистой монополией называют единственного в отрасли продавца товара, не имеющего заменителей. Монополия – рынок, где отсутствуют альтернативы, нет близких товаров заменителей, так как выпускаемый продукт уникален. Монополист обладает возможностью выбирать, сколько продукции будет производиться и устанавливает цену товара. Он диктует свои условия на рынке в области ценообразования, а цена устанавливается выше стоимости не потому, что существует повышенный спрос на товар, а потому, что товар находится у одного продавца, который может определять предложение и цену товара. Получение высокой прибыли и стимулирует крупные компании к установлению своей монополии на рынке, дающей право на исключительную продажу товара. Важным признаком рынка совершенной конкуренции является стандартизация, то есть однородность, продаваемого на нём продукта. Продукт монополии должен быть уникальным в том смысле, что не существует хороших и близких заменителей данного продукта. В такой ситуации у покупателя нет приемлемых альтернатив потребления данного товара: он должен покупать его у монополиста либо обходится без данного товара. Поскольку фирма–монополист получает высокие прибыли, то другие фирмы захотят вступить в эту отрасль, чтобы открыть там своё производство. Следовательно, для поддержания монопольной власти необходимо установить барьеры для входа в отрасль новых фирм. Среди основных видов барьеров, предотвращающих появление дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы, следует назвать патенты и авторские права. Патент – это документ правовой защиты интеллектуальной собственности, подтверждающий как авторство изобретателя, так и исключительное право собственности на изобретение патентообладателя.