Профессиональное самоопределение как поиск личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы профессионального самоопределения и профессиональной ориентации приобрели в настоящее время особую актуальность. Подчеркивается, что правильный выбор профессии и нацеленная на это профориентация важны не только с позиции определения жизненных планов человека, но и с точки зрения развития общества в целом. Профессиональное самоопределение - это многомерный и многоступенчатый процесс, в котором происходит выделение задач общества и формирование индивидуального стиля жизни, частью которой является профессиональная деятельность.Профессиональное самоопределение можно рассматривать как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определенного периода времени.
Содержание
Введение
1. Субъект профессионального самоопределения и основные этапы его развития
2. Основные факторы профессионального самоопределения 3. Социально-психологические и профессиональные «пространства» самоопределения личности
4. Основные ошибки и предрассудки при планировании карьеры Заключение
Список использованных источников
Список использованных источников:
1. Володина Ю.А. Психология профессионального самоопределения подростков и юношей. Учебное пособие. Москва-Берлин; Директ-Медиа, 2022
2. Кашуба И.В., Великанова С.С., Личностно-профессиональное развитие. Учебное пособие. Директ-Медиа, 2022
2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д., Феникс, 1996.
4. Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. М., 1999..
5. Пряжников Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М., 2001.
6. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М., 2001.
7. Чурекова Т. М., Грязнова Г. А., Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся; учебное пособие; Кемеровский государственный университет; Кемерово 2014г8. Шаповалова В.С., Челышева И.В. Профессиональное самоопределение школьников: теория, история, практика: монография. Директ-Медиа 2018.
Здесь в основе — стремление построить жизнь самобытную, мало на что похожую. Чем оригинальнее профессиональные и жизненные планы и их реализация, тем они интереснее для окружающих, и тем больше у человека оснований гордиться уникальностью своей жизни (а значит, он прожил не зря). Главная проблема при реализации такого творческого подхода состоит в том, что окружающим это мало понятно, и нередко творческий человек бывает одинок, а то и осуждаем со стороны большинства окружающих. Например, творческому человеку не интересно жить без переживаний, без неожиданных поворотов судьбы, без внутренних или внешних проблем, которые надо преодолевать и т. п. Но всем ли это интересно? И, тем не менее именно такой вариант пропагандируется многими мыслителями гуманистического направления и даже рассматривается в качестве некоего идеала самоопределения, самореализации, самоактуализации, самотрансцендентности и т.п. Для большинства такой «идеал» сложен и непривлекателен. Поэтому в реальной профконсультационной работе психолог должен говорить о таком варианте планирования профессионального развития очень осторожно. Однако не сказать об этом тоже нельзя.Разумеется, интересы, способности и ценности проявляются, хотя бы неявно, на любой стадии выбора. Но ценностные аспекты, как общественные (осознание социальной ценности той или иной профессии), так и личные (осознание того, чего индивид хочет для себя), являются более обобщенными и обычно созревают и осознаются позже, чем интересы и способности, дифференциация и консолидация которых происходит параллельно и взаимосвязано. Интерес к предмету стимулирует школьника больше заниматься им, это развивает его способности; а выявленные способности, повышая успешность деятельности, в свою очередь, подкрепляют интерес.