Программно-методическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема профессионального самоопределения - одна из ключевых в психологии становления личности. Профессиональное самоопределение рассматривается, с одной стороны, как наиболее значимый компонент развития личности, а с другой - как критерий важнейшего решения личности в период юности, когда выбор профессии считается задачей возраста.Профессиональное самоопределение – формирование у старшеклассника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного, личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.Глобальные социально-экономические и политические изменения современности формируют крайне запутанную и противоречивую социальную ситуацию. Налицо переплетение экономических, социальных и политических проблем.
Содержание
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1. Понятия профессиональное самоопределение старшеклассников и его педагогическая проблема
1.2. Методическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников
1.3. Алгоритм разработки методического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ ДЛЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1. Анализ инструментальных средств для разработки программных средств
2.2. Разработка программного средства
2.3. Методические рекомендации по использованию программы для сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания [Текст] /Б.Г.Ананьев. - М.: Академия, 2001. – 428 с.
2. Асмолов, А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа [Текст] / А. Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2001. – 416 с.
3. Бендюков, М. Как стать профессионалом. Путеводитель по рынку труда [Текст] / М. Бендюков, И. Соломин. – СПб. 1998. - 334 с.
4. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика [Текст] / А.А. Бодалев, В.В.Столин. – СПб.: Речь, 2003. – 236 с.
5. Бодров, В. А. Психология профессиональной пригодности [Текст] /В.А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 511 с.
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Педагогика, 2001. – 384с.
7.Бондаревский, В. Формирование нравственного сознания старшеклассников [Текст] / В. Бондаревский. - М.: Просвещение, 1991. – 352 с.
8. Бурлачук, Л. Ф. Словарь – справочник по психодиагностике [Текст] /Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – СПб.: Питер, 2004. – 427с.
9. Гейжан, И. Ф. Теория и практика профессиональной консультации[Текст] / И. Ф. Гейжан. – М., 1991.
10. Гинзбург, М. Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка [Текст] / М.Р. Гинзбург // Мир психологии и психология в мире. - 1995. - №3. - С. 21-27.
11. Головаха, Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи [Текст] / Е.И.Головаха . – Киев, 2000. – 142 с.
12. Гуревич, К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы [Текст] / К.М. Гуревич. - М., Академия, 2002. – 423 с.
13. Ермолаев, О. Ю. Математическая статистика для психологов [Текст]/О.Ю. Ермолаев. – М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта, 2003. – 222 с.
Вопреки распространенному стереотипу о том, что профессия выбирается после окончания учебы, профессиональное самоопределение личности - это сложный и длительный процесс, который происходит на протяжении всей жизни. Степень эффективности этого процесса зависит от степени соответствия индивидуальных возможностей человека требованиям профессиональной деятельности, которые напрямую зависят от ее содержания. Вторым важным аспектом является формирование способности индивида адаптироваться к динамичной социальной среде и постоянно меняющимся экономическим условиям в ходе построения своей профессиональной карьеры.Проблема профессионального самоопределения активно обсуждается в современной зарубежной и отечественной литературе, и к настоящему моменту сложились две тенденции. С одной стороны, в течение длительного времени профессиональная ориентация развивалась в контексте концепции профессионального руководства. Другая тенденция представляет собой взгляд на профессиональное самоопределение в связи с активизацией самосознания индивида и развития таких его компонентов, как профессиональная рефлексия и самосознание, субъектная активизация личности.Первая из обсуждаемых нами концепций, основанная на руководстве профессиональным самоопределением личности, основана на трех ключевых принципах выбора профессии, сформулированных Парсонсом. [32]. Для того чтобы правильно выбрать профессию, человек должен четко знать требования и условия труда, осознавать уровень собственных возможностей и способностей, а также уметь правильно соотносить эти две группы факторов.