Особенности съемок и создания документальных фильмов на телевидении и в онлайн-кинотеатрах
ВВЕДЕНИЕ
Документальное кино сегодня переживает новый виток популярности, трансформируясь из нишевого жанра в мощный инструмент осмысления реальности, способный привлекать массовую аудиторию. Столь стремительному изменению роли способствуют как технологические инновации, так и кардинальные изменения в медиапотреблении, связанные с бурным развитием онлайн-платформ и технологий распространения контента. Телевидение, некогда бывшее основной площадкой для документалистики, сталкивается с серьезной конкуренцией со стороны онлайн-кинотеатров, которые показывают себя как более выгодный и удобный для зрителя способ знакомства с кинопродукцией. Онлайн-кинотеатры предлагают сегодня зрителям не только иной способ доступа, но и зачастую более смелые и разнообразные по тематике и стилистике проекты.
Сегодня в России документальное кино продолжает так же стремительно развиваться. Появление и развитие интернета полностью изменило формат большинства видов искусства. Для ознакомления широкой публ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО
1.1 История возникновения отечественного документального кино
1.2 История возникновения онлайн-кинотеатров в России
1.3 Аналитическое сравнение просмотра телевидения и онлайн кинотеатров в период с 2020 по 2024 год
1.4 Жанровая специфика документального кино и история жанров в документалистике
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ ДЛЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И ОНЛАЙН-КИНОТЕАТРОВ
2.1 Особенности создания документальных фильмов для телевидения
2.1.1. Телевизионные стандарты и аудитория
2.1.2. Съёмочный процесс для телевидения
2.1.3. Примеры успешных телевизионных проектов
2.2 Особенности создания документальных фильмов для онлайн-кинотеатров
2.2.1. Изменение зрительских предпочтений в эпоху онлайн-кинотеатров
2.2.2. Технологические возможности и свобода формата
2.2.3. Продвижение и распространение
2.2.4. Примеры успешных фильмов и сериалов
2.3 Сравнительный анализ: телевидение и онлайн-кинотеатры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. АГЗАМОВСКИЕ чтения – 2023: сб. материалов и науч. статей Междунар. науч.-практ. конф. (Казань, 17 февр. 2023 г.) / под ред. Ф. Агзамова. — Казань: Казан. (Приволж.) федер. ун-т, 2023. — [Б. с.].
2. Алексеева Т. В. Особенности телепроизводства документальных фильмов // Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». — [Б. м.]: [б. и.], [б. г.].
3. Баскаков В. Е. Кинематографический процесс сегодня. — М.: Искусство, 1982.
4. Газанчян А. Р. Особенности документальных фильмов о музыке // Аллея науки. — 2024. — № 5(92). — [Электронный ресурс]. — URL: https://alley-science.ru
5. Гегелова Н. С., Грабельников А. А. Российское телевидение: годы реформ. — М.: РУДН, 2022. — 225 с.
6. Геращенко Л. Л. Конфликт в отечественном документальном кино 90-х гг. — [Б. м.], 2003. — 230 с.
7. Григорян С. В. Современный медиообраз России на отечественном телевидении: автореф. дис. ... канд. филол. наук. — М.: [Б. и.], 2016. — [Б. с.].
8. Джулай Л. Н. Документальный иллюзион: отечественный кинодокументализм — опыты социального творчества. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Материк, 2005.
9. Дорощук Е. С. Креативная документалистика как новый формат документального кинематографа // Изд. дом «Среда». — [Б. м.]: [б. и.], [б. г.]. — DOI: 10.31483/r-106873.
10. Журналистика будущего: диалог в метавселенной: сб. науч. ст. и материалов I Медиафорума / науч. ред. Ю. В. Андреева, отв. ред. Р. Р. Газизов. — Казань: Логос-Пресс, 2024. — 668 с.
11. ЗАКОНОПРОЕКТ об онлайн-кинотеатрах [Электронный ресурс] // РБК. — URL: http://www.rbc.ru/technology_and_media/13/01/2017/58788f709a7947dd854cd2e1 (дата обращения: 14.04.2025).
12. Инновационные технологии в кинематографе и образовании: VIII Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 24 сент., 20–22 окт. 2021 г.: материалы и докл. / под ред. О. Н. Раева. — М.: ИПП «КУНА», 2022. — 315 с.
13. Исследования рынка цифрового контента [Электронный ресурс]. — URL: http://web.json.ru/markets_research/sample_databank/ (дата обращения: 14.04.2025).
14. Итоговый протокол заседания Экспертного совета по неигровому кино Минкультуры РФ от 27.09.2018 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.mkrf.ru/documents/itogovyy-protokol-zasedaniya-ekspertnogo-soveta-po-neigrovomu-kino-ministerstva-kultury-rossiyskoy-f20180928/ (дата обращения: 26.03.2019).
15. Княжер М. П. Производс
Преодоление хроникального формата — его фильм не был просто фиксацией реальности, как ранние кинохроники.
Отказ от откровенной фальсификации — в отличие от прежних псевдодокументальных подделок, Флаэрти не выдавал свои постановки за реальные события, а стремился к художественному осмыслению жизни своих героев.
Создание новой формы — «Нанук» не был ни игровым кино, ни хроникой, а чем-то принципиально иным: поэтической реконструкцией реальности, где правда жизни сочеталась с авторским видением.
Так Флаэрти стал первым режиссером, который поднял документалистику до уровня искусства, превратив ее из механической записи фактов в осмысленное высказывание, способное одновременно отражать и позицию автора, его взгляд, художественную идеологию и эстетику. Его метод — срежиссированная документалистика — отк