Динамика самооценки от подросткового к юношескому возрасту
ВВЕДЕНИЕ
Когда мы говорим о самооценке, мы подразумеваем под этим значимость, которой наделяет себя человек в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Но мы даже не задумываемся, когда именно формируется наша самооценка, и в какие возрастные промежутки она претерпевает наиболее сильное изменение.Формироваться самооценка начинает при самом рождении, но этот этап является пассивной фазой. Самым активным и самым важным этапом является формирование самооценки в подростковом и юношеском возрасте. Именно в этот момент начинается осознание себя, своих принципов, своего «Я». Наибольшее внимание начинает уделяться себе, своей физической подготовке, своему внешнему виду и своему месту среди окружающих и, в целом, в обществе.Вопросами о различиях самооценки в подростковом и юношеском возрасте, а также, как она изменяется при переходе из одного возрастного промежутка к другому занимались как русские, так и зарубежные ученые: С.Л. Рубинштейн.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования изменения самооценки от подросткового к юношескому возрасту
1 Понятие и сущность самооценки
2 Самооценка в подростковом возрасте
3 Самооценка в юношеском возрасте
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование динамики самооценки от подросткового к юношескому возрасту
1. Организация и методы исследования
2. Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна - М.-Воронеж: Академия педагогических и социальных наук; Московский психолого-социальный институт, 1997.
Бороздина Л. В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №1 - с. 54-65 с.
Выготский Л. С. Педология подростка: проблема возраста // Собр. соч.: В 6 Т. - М., 1984.
Джемс В. Психология. М.: "Педагогика", 1991.
Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопр. психол., 1988.
Захарова, А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. Минск, 1993. - 100 с.
Казанская К. О. Детская и возрастная психология. - М.: Приор, 2001
Казанская К. О. Детская и возрастная психология. - М.: Приор, 2001
Кондрашенко В. Т., Чернявская А. Г. По лабиринтам души подростка. - М., 1991.
Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 1999.
Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл; Издательский центр "Академия", 2004. - 352 с.
Мендель Б. Р. Возрастная психология: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2012.
Мерлин В.С. "Очерк интегрального исследования индивидуальности." - М.; Педагогика, 1986. - 254 с.
Прихожан А. Н., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и в жизни. - М., 1990.
Проблемы психологии современного подростка: Сб. науч. тр. АПН СССР. - М.: АПН СССР, 1982.
Психологические особенности преодоления экстремальных и эмоциогенных ситуаций в подростково-юношеском возрасте: Материалы межрегиональной Российской научно-практической конференции. - Сыктывкар: Сыктывкарский университет, 2002. - С. 116-122
Психология человека от рождения до смерти / под ред. Реан А.А., - СПб.: «Прайм-Еврознак», 2002. - 656 с.
Ремшмидт Р. Подростковый и юношеский возраст. - М., 1994
До подросткового возраста ребёнок совершенно не критичен - ни по отношению к своим близким, ни по отношению к себе. У него нет определённого мнения об окружающем. Это мнение он копирует у взрослых. В младшем подростковом возрасте человек впервые стремится отделить оценки родителей от того, что он думает сам по тому или иному поводу. В первую очередь он начинает вырабатывать самооценку. Это оказывается очень сложно.Чтобы поставить себе "оценку", причём в самых разных проявлениях своего "Я", подросток вырабатывает некий эталон. Для этого он должен несколько отодвинуть привычную систему ценностей своих родителей, чтобы она не мешала его самоопределению. Подросток начинает с того, что он раздвигает границы и начинает исследовать новые территории более решительно, чем делал это в детстве.Часто это приводит к нарушению любых правил, установленных в социальном окружении, вплоть до правонарушений. Такое поведение иногда называют "подростковым бунтом". Но не всегда оно действительно является бунтом. Часто подросток просто не задумывается о последствиях своих действий. Будущее для него выглядит весьма размыто - подросток живёт настоящим. Отвоёвывая самостоятельность, подросток редко задумывается над тем, что его смелость основана на чувстве хорошо прикрытого "тыла", который обеспечивают родители [2].У подростка постепенно вырабатывается некий идеальный образ того, каким должен быть человек. Он всегда «супер». Этот идеальный образец человека получил название «Идеальное Я». «Идеальное Я» подростка неустойчиво и может меняться под влиянием нового интересного «объекта», попавшего в поле видимости [3].