Изучение темы финансовой грамотности на уроках обществознания
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Основы финансовой культуры, финансовое планирование и безопасность имеют большое значение в изучении школьной программы, благодаря этим знаниям детям легче вступить во взрослую жизнь, выбрать будущую профессию.
Школа, как один из ключевых социальных институтов, помогает детям в развитии основ финансовой грамотности. Образование в области финансовой грамотности в школах проходит через ряд предметов, включая математику и информатику. Однако особое значение при этом имеет предмет "Обществознание". Учителя обществознания обладают необходимыми знаниями и методами для того, чтобы на уроках формировать у школьников понимание роли и цели финансовой грамотности, что подтверждается различными образовательными программами и ресурсами, например, курсом для учителей обществознания о формировании финансовой грамотности школьников, который длится 56 часов и нацелен на развитие соответствующих компетенций. Кроме того, учащиеся принимают участие в р
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В КУРСЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ … 7
1.1. Необходимость изучения темы финансовой грамотности при изучении экономического блока у старшеклассников ……… 7
1.2. Характер подачи информации по теме финансовой грамотности: рекомендации учителю ……………………… 10
ГЛАВА II. ТРУДНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ …………………………………………………………… 14
2.1 Финансовая грамотность в процессе изучения разделов учебной программы по дисциплине обществознание ….... 14
2.2 Выявление показателя усвоения теоретического материала по теме финансовой грамотности …………………………… 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………… 24
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …………………………… 27
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Источники:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
Литература:
2. Ропотина Елена Ивановна Финансовая грамотность родителей школьников: состояние и пути развития // Непрерывное образование: XXI век. 2020. №1 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finansovaya-gramotnost-roditeley-shkolnikov-sostoyanie-i-puti-razvitiya (дата обращения: 13.05.2024).
3. Нугманова И.И. РОЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЕ // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. №5-3 (80). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-izucheniya-osnov-finansovoy-gramotnosti-v-shkole (дата обращения: 13.05.2024).
4. Методические рекомендации по интеграции финансовой грамотности в систему общего образования / Э. В. Рогатенюк, Г. Г. Находкина. – Симферополь: ГБОУ ДПО РК КРИППО, 2022. – 46 с https://krippo.ru/files/metod2023/05_08_22-1.pdf (дата обращения: 13.05.2024).
5. Клемешова, Н.С. Использование игровых технологий в формировании основ финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности / Н.С. Клемешова, Г.Д. Григоревская // Молодой ученый. – 2022. – № 49 (444). – С. 191-193.
6. Симакова Е.Ю. Механизмы реализации государственной политики в области повышения финансовой грамотности населения в России / Е.Ю. Симакова, О.В. Смирнова // Научно-практический журнал «Вестник Университета Российской академии образования». – 2020. – №2. – С. 97-105
7. Винникова Ирина Сергеевна, Кузнецова Екатерина Андреевна, Прохорова Мария Петровна НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ // Проблемы современного педагогического образования. 2023. №79-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-i-metody-formirovaniya-finansovoy-gramotnosti-uchaschihsya-sredney-shkoly (дата обращения: 18.05.2024).
8. Лазебникова А.Ю. Практическая реализация задачи повышения финансовой грамотности школьников: состояние и проблемы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. №2 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prakticheskaya-realizatsiya-zadachi-povysheniya-finansovoy-gramotnosti-shkolnikov-sostoyanie-i-problemy (дата обращения: 18.05.2024).
9. Медведь И.В. Возрастная динамика формирования финансовой грамотности обучающихся // Национальная ассоциация ученых. 2020. № 3(54). С. 43–46.
10. Алла Францевна Скитева, Людмила Геннадьевна Горская ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ // Педагогическая перспектива. 2023. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-urovnya-finansovoy-gramotnosti-obuchayuschihsya-v-sovremennoy-shkole (дата обращения: 18.05.2024).
11. Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей // Директор школы. 2010. № 4. С. 61–69.
12. Курмашева Анастасия Ришатовна Интеграция тем финансовой грамотности в курс «Общес
Помимо изучения теоретического материала, важно уделить внимание практической части обучения. Применение игрового метода является наиболее эффективным способом при формировании финансовой грамотности у школьников, так как он более увлекательный. В ходе игры ребенок приобретает новые знания, закрепляет уже имеющиеся, расширяет свой словарный запас и развивает не только любознательность, но и такие моральные качества, как воля, смелость и выносливость.1
Исходя из этого, можно заключить, что финансовая грамотность необходимо формировать на ранних стадиях. Школа должна готовить учеников к взрослой жизни с приобретенными знаниями по финансовой грамотности, чтобы дети могли самостоятельно управлять своими финансами. Финансовое образование в школе должно быть адаптировано под их возраст, поэтому для каждого класса необходимо подготовить учебные материалы, которые помимо теории будут содержать и практические задания.2
В учебных заведениях финансовое просвещение ранее проводилось вне уроков, по желанию