Телескопическая модель природного цикла деятельности как теоретическое основание классификации природных специализаций работников

Скачать статью на тему: "Телескопическая модель природного цикла деятельности как теоретическое основание классификации природных специализаций работников". В которой описывается разработка на базе телескопической модели цикла деятельности классификации природных специализаций работников (людей).
Author image
Denis
Тип
Статья
Дата загрузки
12.08.2025
Объем файла
585 Кб
Количество страниц
22
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
480 руб.
600 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Аннотация. Модели циклов деятельности служат эффективным инструментарием анализа, систематизации и управления циклическими процессами взаимодействия с окружающим миром. Существует ряд моделей, этапы циклов деятельности которых одновременно позиционируются как типы личности (стили деятельности), а образованные таким образом типологии работников успешно применяются в управлении персоналом, повышая эффективность его использования. Сходство описаний 4-х стилей деятельности в модели обучения, основанного на опыте, Д. Колба с описаниями 4-х классических (гиппократовских) типов темперамента и 4-х типов темперамента классификации «Приоритет», заставило исследователей посмотреть на классические типы темперамента как на этапы цикла деятельности, заложенного природой в структуре нервной системы. На этой основе была разработана комплексная телескопическая модель природного цикла деятельности, включающая в себя 3 частные модели деятельности: малую телескопическую модель (модель «2/4»); среднюю телескопическую модель (модель «3/8») и большую телескопическую модель (модель «4/16»). Компоненты телескопической модели выделяются с помощью дихотомий классификации «Приоритет», связанных с иерархической структурой нервной системы. В статье описывается разработка на базе телескопической модели цикла деятельности классификации природных специализаций работников (людей), которая, как и модель, содержит 3 уровня. На первом (классическом) уровне классификации выделяется 4 специализации, на втором (базовом) – 8 и на третьем (детализированном) – 16. Применение разработанной классификации в управлении персоналом позволит повысить эффективность его использования. Статья ориентирована на специалистов в области управления человеческими ресурсами, исследователей и практиков, заинтересованных в повышении эффективности управления персоналом за счёт современных инструментов и методов. 

Не найдено

Источники: 

1. Бурков В.Н. Теория активных систем – 50 лет / В.Н. Бурков, Д.А. Новиков / Материалы международной научно-практической конференции, 18–19 ноября 2019 г. Под общ. ред. В.Н. Буркова. М.: ИПУ РАН. C. 10 – 57. doi: 10.25728/tas.2019.50.1.1. 

2. Бурков В.Н. Модели и механизмы теории активных систем в управлении качеством подготовки специалистов / В.Н. Бурков, Д.А. Новиков М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. 157 с. 

3. Новиков А.М. Методология / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. М.: Синтег, 2007. 668 с. 

4. Новиков А.М. Методология научного исследования / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. М.: Либроком, 2010. 280 с. 

5. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. М.: Издательство «Эгвес», 2005. 176 с. 

6. Новиков А.М. Методология игровой деятельности. М.: Издательство «Эгвес», 2006. 48 с. 

7. Novikov A.M. Research Methodology: From Philosophy of Science to Research Design / A.M. Novikov, D.A. Novikov. Amsterdam, CRC Press, 2013. 130 p. 

8. Бурков В.Н. Модели и механизмы управления безопасностью / В.Н. Бурков, Е.В. Грацианский, С.И. Дзюбко, А.В. Щепкин. М.: Синтег, 2001. 160 с. 

9. Бурков В.Н. Механизмы управления эколого-экономическими системами / В.Н. Бурков, Д.А. Новиков, А.В. Щепкин. М.: Издательство физико-математической литературы, 2008. 244 с. 

10. Бурков В.Н. Модели и механизмы управления эколого-экономическими системами/ В.Н. Бурков, Д.А. Новиков, А.В. Щепкин // Проблемы управления. 2009. №1. С. 2-7. 

11. Бурков В.Н. Экологическая безопасность / В.Н. Бурков, А.В. Щепкин. М.: ИПУ РАН, 2003. 92 с. 

12. Губко М.В. Теория игр в управлении организационными системами / М.В. Губко, Д.А. Новиков. М.: Синтег, 2002. 148 с. 

13. Калинина Н.А. Механизмы согласования интересов органов управления в эколого-экономических системах / Н.А. Калинина, Д.А. Новиков, Ю.А. Петренко // Системы управления и информационные технологии. 2008. № 2.1 (32). С. 177-180. 

14. Кондратьев В.Д. Комплексное оценивание в области безопасности дорожного движения / В.Д. Кондратьев, А.В. Щепкин. М.: ИПУ РАН, 2002. 54 с. 

15. Матвеев А.А. Модели и методы управления портфелями проектов / А.А. Матвеев, Д.А. Новиков, А.В. Цветков. М.: ПМСОФТ, 2005. 206 с. 

16. Новиков Д.А. Математические модели формирования и функционирования команд. М.: Издательство физико-математической литературы, 2008. 184 с. 

17. Новиков Д.А. Методология управления. М.: Либроком, 2011. 128 с. 

18. Новиков Д.А. Механизмы функц

При этом в популярных типологиях работников полюсами дихотомий, служащих основаниями для выделения этапов деятельности и, соответственно, типов, являются, как правило, психологические характеристики (модель Д. Колба, модель Хани и Мамфорда, модель FSLSM и др.), иногда – свойства нервной системы (модель Г. Айзенка [57-59]), и крайне редко – структура нервной системы [60, 61]. Однако из теории систем известно, что «Структура отражает наиболее существенные отношения между элементами и их группами (совокупностями, компонентами, подсистемами) и определяет свойства систем любой природы» [62]. То же самое утверждается и в системном анализе: «структура определяет все возможные свойства, которыми может обладать система» [63]. Следовательно, именно структура нервной системы служит той базой, на которой формируются свойства нервной системы. А свойства нервной системы являются в свою очередь основаниями психологических (поведенческих) характеристик человека [64]. Поэтому наиболее точные и долгосрочные прогнозы поведения человека можно получить лишь опираясь на базовые неизменные (природные, врожденные) характеристики – структуру его нервной системы. 
Элементы структуры нервной системы используются, например, в модели обучения 4MAT Б. Маккарти при выделении на каждом этапе цикла Д. Колба двух ступеней

Похожие работы