Телескопическая модель природного цикла деятельности как теоретическое основание классификации природных специализаций работников
Аннотация. Модели циклов деятельности служат эффективным инструментарием анализа, систематизации и управления циклическими процессами взаимодействия с окружающим миром. Существует ряд моделей, этапы циклов деятельности которых одновременно позиционируются как типы личности (стили деятельности), а образованные таким образом типологии работников успешно применяются в управлении персоналом, повышая эффективность его использования. Сходство описаний 4-х стилей деятельности в модели обучения, основанного на опыте, Д. Колба с описаниями 4-х классических (гиппократовских) типов темперамента и 4-х типов темперамента классификации «Приоритет», заставило исследователей посмотреть на классические типы темперамента как на этапы цикла деятельности, заложенного природой в структуре нервной системы. На этой основе была разработана комплексная телескопическая модель природного цикла деятельности, включающая в себя 3 частные модели деятельности: малую телескопическую модель (модель «2/4»); среднюю телескопическую модель (модель «3/8») и большую телескопическую модель (модель «4/16»). Компоненты телескопической модели выделяются с помощью дихотомий классификации «Приоритет», связанных с иерархической структурой нервной системы. В статье описывается разработка на базе телескопической модели цикла деятельности классификации природных специализаций работников (людей), которая, как и модель, содержит 3 уровня. На первом (классическом) уровне классификации выделяется 4 специализации, на втором (базовом) – 8 и на третьем (детализированном) – 16. Применение разработанной классификации в управлении персоналом позволит повысить эффективность его использования. Статья ориентирована на специалистов в области управления человеческими ресурсами, исследователей и практиков, заинтересованных в повышении эффективности управления персоналом за счёт современных инструментов и методов.
Источники:
1. Бурков В.Н. Теория активных систем – 50 лет / В.Н. Бурков, Д.А. Новиков / Материалы международной научно-практической конференции, 18–19 ноября 2019 г. Под общ. ред. В.Н. Буркова. М.: ИПУ РАН. C. 10 – 57. doi: 10.25728/tas.2019.50.1.1.
2. Бурков В.Н. Модели и механизмы теории активных систем в управлении качеством подготовки специалистов / В.Н. Бурков, Д.А. Новиков М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. 157 с.
3. Новиков А.М. Методология / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. М.: Синтег, 2007. 668 с.
4. Новиков А.М. Методология научного исследования / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. М.: Либроком, 2010. 280 с.
5. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. М.: Издательство «Эгвес», 2005. 176 с.
6. Новиков А.М. Методология игровой деятельности. М.: Издательство «Эгвес», 2006. 48 с.
7. Novikov A.M. Research Methodology: From Philosophy of Science to Research Design / A.M. Novikov, D.A. Novikov. Amsterdam, CRC Press, 2013. 130 p.
8. Бурков В.Н. Модели и механизмы управления безопасностью / В.Н. Бурков, Е.В. Грацианский, С.И. Дзюбко, А.В. Щепкин. М.: Синтег, 2001. 160 с.
9. Бурков В.Н. Механизмы управления эколого-экономическими системами / В.Н. Бурков, Д.А. Новиков, А.В. Щепкин. М.: Издательство физико-математической литературы, 2008. 244 с.
10. Бурков В.Н. Модели и механизмы управления эколого-экономическими системами/ В.Н. Бурков, Д.А. Новиков, А.В. Щепкин // Проблемы управления. 2009. №1. С. 2-7.
11. Бурков В.Н. Экологическая безопасность / В.Н. Бурков, А.В. Щепкин. М.: ИПУ РАН, 2003. 92 с.
12. Губко М.В. Теория игр в управлении организационными системами / М.В. Губко, Д.А. Новиков. М.: Синтег, 2002. 148 с.
13. Калинина Н.А. Механизмы согласования интересов органов управления в эколого-экономических системах / Н.А. Калинина, Д.А. Новиков, Ю.А. Петренко // Системы управления и информационные технологии. 2008. № 2.1 (32). С. 177-180.
14. Кондратьев В.Д. Комплексное оценивание в области безопасности дорожного движения / В.Д. Кондратьев, А.В. Щепкин. М.: ИПУ РАН, 2002. 54 с.
15. Матвеев А.А. Модели и методы управления портфелями проектов / А.А. Матвеев, Д.А. Новиков, А.В. Цветков. М.: ПМСОФТ, 2005. 206 с.
16. Новиков Д.А. Математические модели формирования и функционирования команд. М.: Издательство физико-математической литературы, 2008. 184 с.
17. Новиков Д.А. Методология управления. М.: Либроком, 2011. 128 с.
18. Новиков Д.А. Механизмы функц
При этом в популярных типологиях работников полюсами дихотомий, служащих основаниями для выделения этапов деятельности и, соответственно, типов, являются, как правило, психологические характеристики (модель Д. Колба, модель Хани и Мамфорда, модель FSLSM и др.), иногда – свойства нервной системы (модель Г. Айзенка [57-59]), и крайне редко – структура нервной системы [60, 61]. Однако из теории систем известно, что «Структура отражает наиболее существенные отношения между элементами и их группами (совокупностями, компонентами, подсистемами) и определяет свойства систем любой природы» [62]. То же самое утверждается и в системном анализе: «структура определяет все возможные свойства, которыми может обладать система» [63]. Следовательно, именно структура нервной системы служит той базой, на которой формируются свойства нервной системы. А свойства нервной системы являются в свою очередь основаниями психологических (поведенческих) характеристик человека [64]. Поэтому наиболее точные и долгосрочные прогнозы поведения человека можно получить лишь опираясь на базовые неизменные (природные, врожденные) характеристики – структуру его нервной системы.
Элементы структуры нервной системы используются, например, в модели обучения 4MAT Б. Маккарти при выделении на каждом этапе цикла Д. Колба двух ступеней